Епископа Новомосковского, викария Днепропетровской епархии Евлогия знают как строгого и мудрого архиерея, который пользуется уважением и почтением в монашеской среде. "Московские Ведомости" решили поговорить с ним на тему монашества.
- Владыка, что такое монашество в Вашем понимании?
- Монашество, я полагаю, – это, наверное, самое совершенное на земле общество. Это некоторая проекция невидимого ангельского мира, который господь сотворил прежде рода человеческого.
Я думаю, монашество – это особое изображение Божие, это не плод рационального выбора, а все-таки стремление человеческой души к Богу, осознанное или нет. Ведь сказал преподобный Иоанн Лествичник, что свет мирским людям – иноки, а свет инокам – ангелы. Собственно, так оно и должно быть. В Православной Церкви монашество всегда было духовной опорой, это стержень духовный. Поэтому ничего удивительного нет, что, внимательно просмотрев богослужебный календарь, в большинстве случаев мы обнаруживаем тех, кто подвизался в монашеском чине.
Кстати, хочу отметить, что монашество - оно едино: и для тех, кто подвизается в монастыре, и для ученого монашества, и для тех кто занимает серьезные административные должности в иерархии РПЦ. Ученое монашество и архирейство – это всего-навсего монашеское послушание. Какое послушание тебе дали, такое и должно исполнять.
- А как Вы отнеслись к предложению стать архиереем?
- Спокойно. Сомнений вроде не было. Удивление было, потому что я архиерейства не искал, ничего для этого не предпринимал. Даже и в мыслях таких изменений не искал. В моей тихой монашеской жизни не было ничего, что я бы хотел изменить.
- А как Вашему Преосвященству удается совмещать, с одной стороны, монашеские ограничения, а с другой – нести проповедь в мир, исполненный соблазнов и искушений?
- В этом плане порою бывает трудно общаться с людьми, которые не пришли к Церкви, сомневаются, а то и вовсе ее отвергают… Но, наверное, в этих случаях нужно опираться на слова апостола Павла, который говорил: «Я стал для всех всем, чтобы приобрести некоторых».
И тут речь идет вовсе не о компромиссе, а о том, чтобы найти общий язык с обществом. Конкретным человеком, начать понятный для него диалог. Тогда такой человек постепенно сам приобщится к Вере.
В этом смысле оправдано участие РПЦ в различных социальных и духовных проектах для налаживания должного диалога с обществом. Все это, конечно, присутствует в нашей жизни, но в любом случае Православие, монашество должно оставаться Христоцентричным. Все, что мы делаем в плане социального служения, имеет второстепенное значение. В любом случае мы должны отдавать первенство духовной жизни.
Социальное служение Церкви не исключается. Оно построено на деятельности Марфы и Марии, на их служении. Вспомните известный евангельский рассказ о том, как Господь посетил праведного Лазаря и его сестер – Марфу и Марию. Известно, что Мария села у ног Иисуса и слушала его. Это удел людей созерцательных. А Марфа старалась угодить Богу приготовлением стола. И Господь заметил: «Марфа, ты печешься о многом, но Мария же избрала благую часть, которая от нее не отнимется».
Нет, Господь не упрекнул, что она занимается не тем, что нужно. Просто подчеркнул. Что то служение, которое совершает Мария, лучше потому, что оно имеет перспективу вечной жизни.
- Сегодня по мере возрастания роли Русской Православной Церкви в обществе усиливаются на нее и нападки...
- Что касается нынешнего времени, то я думаю, что сейчас не менее трудно, как прежде, держаться духовного стержня по той причине, что много соблазнов в средствах массовой информации, интернете, на телевидении. И тут нужно быть крайне бдительными в нынешнее непростое время.
- А как Вы относитесь к такому явлению, как монашество в миру?
- Монашество в миру – это что-то неестественное, пережиток советского времени, когда закрывали монастыри, отправляли в лагеря монахов. Сейчас такой надобности нет. Монах без монастыря, как рыба без воды Думаю, это скользкий и ущербный в большинстве случаев путь. Наоборот, никакой ни тайного монашества, ни монашества в миру в наше время не должно быть. Наоборот, нужно открыто и смело исповедовать Христа, И Монашеству в этом деле отводится особая роль.