Как сообщает Синодальный информационный отдел Московского Патриархата,с 29 по 31 октября 2012 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла пройдет V юбилейный фестиваль православных СМИ «Вера и слово». В рамках его, кроме традиционной работы по секциям и церемонии вручения призов, планируется проведение круглых столов, мастер-классов, презентаций епархиальных медиа-ресурсов и многое другое.
В день официального закрытия фестиваля 31 октября в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя состоится встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с делегатами фестиваля, которые будут иметь возможность лично задать свои вопросы Его Святейшеству.
Наша справка:
Вера и слово - международный фестиваль православных СМИ. Проходит раз в два года, начиная с 2004 года. Задачи фестиваля - консолидация церковной и светской журналистики, выявление новых форм сотрудничества Русской православной церкви и современного общества, а также поиск путей развития системы православных СМИ.
«Московские ведомости» примут активное участие в этом семинаре. Подготовка к нему у нас в редакции уже началась.
И по мере того, как мы стали готовить материалы к этому форуму, я вдруг озадачился весьма не праздным вопросом: а есть ли такая профессия – православный журналист? И каким он должен быть?
Изучая многоликий спектр православных СМИ, я пришел к выводу: в России такая профессия есть, она трудна, многообразна и ответственная перед Богом.
Опросив своих коллег, собрал их мнения о том, каковы должны быть основные профессиональные качества у православного журналиста. Сообща, мы выработали некий свод канонов, которому он должен следовать.
Вот он вкратце:
У православного журналиста в основе профессиональной деятельности лежит Священное Писание. Он соблюдает богословские традиции Православной Церкви, вероучительные догматы, канонические правила.
Он комментирует и распространяет ту информацию, которая не вызывает никакого сомнения или у нее надежный источник. Он обязан проводить различие между фактами и мнения, предположениями или версиями.
Никогда не будет, прибегает к недостойным способам, что бы получить информацию. Он рассматривает плагиат, злонамеренное искажение фактов, получение платы за скрытие истинной информации или распространение ложной и клевету, как особо тяжкие преступления в своей профессии.
Православный журналист не принимает никаких гонораров или вознаграждений за стенами публикации. Журналист, если все-таки опубликовал искаженный или ложный материал, обязательно исправит свою ошибку и покается в ней. При необходимости он в обязательном порядке принесет извинения с помощью своего органа печати.
Он сохранит профессиональную тайну про источник информации. Он всегда уважает просьбу лиц, у которых берет интервью и не разглашает их высказываний, а также опубликовать интервью может только с письменного согласия. Журналист видит в каждом человеке подобие и образ Божие. Он придерживается такого принципа, что человек не считается невиновным, пока суд не докажет это. Также он не вмешивается в личную жизнь человека без разрешения, если этот человек помещен в медицинское учреждение.
Православный журналист уважает авторские права, используя работу коллег, он ссылается на имена авторов.
Он знает, где находятся основные православные святыни, храмы и монастыри.
Он просит наказа, совета и благословения на интервью у известных старцев.
Развивая эти мысли, хочу отметить, что по моему мнению, начало религиозной журналистики в России можно отсчитывать от священника Сергия Булгакова, можно от православного публициста Михаила Меньшикова.Трудно сказать, откуда берёт она свое начало, но возможно за точку отсчета принять публицистику начала XX века. Потом – провал. Эмигрантских авторов первой половины ХХ века не беру – всё же разговор идет о российской журналистике. Затем появляется подпольная самиздатовская религиозная журналистика, которая как всякая журналистика сама по себе не существует – она всегда питается каким-то потоком идей.
После развала СССР и бурного возрождения Православной Веры в России из маленького ручейка стала набирать мощь река по имени православная журналистика. Когда-то Ф. Тютчев написал: «Мысль изреченная есть ложь»… Но думается, мысль, изреченная православным журналистом, никогда не должна быть ею. Нужно говорить с собеседниками от чистого сердца и Верою в душе.
В профессии журналист есть разные уровни: репортеры - люди, которые умело берут интервью, публицисты, журналисты-ученые, умеющие говорить о науке популярным языком, аналитики.
Интересно, но по моим наблюдениям, светским журналистам почему-то легко и просто пишется о Церкви, не вдаваясь в трудность темы. Посему они в последнее время так много льют грязи на РПЦ, не зная, собственно говоря, ни ее устоев, традиций, канонов. Это журналисты-халтурщики или заказники. Их много расплодилось, к сожалению.
Многие из них считают, что писать о Православии - значит терять свою компетентность, знания о мире и погрузиться целиком в какие-то «неотмирные», «благочестивые» темы.
Это неправда. Нужно и здесь учиться писать, как следует, быть просто профессионалом в своем деле, а не мальчиками-мажорами...
Вот почему, на мой взгляд, церковное понимание задач журналистики входит в противоречие с классической теорией, преподаваемой студентам журфаков по всему миру. В православном понимании журналист должен научать читателя, заставлять его думать, делать выводы, опираясь на четко изложенные факты и мнения.
Конечно, труд непосильно тяжелый, но благостный.
И красочным примером того , как может православное перо вдохновлять на православие можно считать интерес наших читателей к личности наместника монастыря архимандрита Тихона (Шевкунова), автора ставшей знаменитой книги «Несвятые святые», выпущенного «ОЛМА-Пресс» миллионным тиражом.
А значит, есть такая профессия – православный журналист, который идет по пути познания и совершенствования с Верою в душе и правдой Слова.