Свято чтима память о благочестии и добродетелях пастырских святителя Митрофана. Продолжатели его дела, Воронежские Преосвященные, священным долгом считали каждый год творить молитву по первосвятителю и его родителях, иерее Василии и Марии.
Святитель Митрофан, будущий первый епископ Воронежский, был рождён 6-го ноября 1623 года в семье священника. Его мирское имя — Михаил. Половину жизни своей святой прожил в миру, имел жену и детей. Был он священником в селе Суздальской епархии. На сороковомм году жизни овдовел он, после чего решил посвятить жизнь Богу в Золотниковском Успенском монастыре невдалеке от Суздаля, где был пострижен в иночество.
Начал он иноческое подвижничество. Его строгая иноческая жизнь стала известна среди монахов. Скоро братия соседнего монастыря, не располагавшего тогда настоятелем, стала просить духовное начальство о доставлении в игумены Яхромской обители Митрофана. Просьба была выполнена, подвижника рукоположили в иереи, потом возвели в игумены.
Узнал о ревности подвижника Иоаким, Патриарх Московский и всея Руси. Поручил ему Унженскую обитель. Здесь Митрофан настоятельствовал примерно семь лет, и достиг монастырь процветания. Был построен храм, написано немало икон.
Монастырь сей привлек царя Феодора Алексеевича, посещавшего обитель для бесед с настоятелем. И при дворе к Митрофану относились с почтением. В 1682-м году была основана новая епархия, Воронежская. Царь Феодор предложил назначить её епископом игумена Митрофана.
Пришлось ему стать свидетелем бунта раскольников, побывать на «прении о вере» в Грановитой палате между православными и старообрядцами. Событие это произвело на него могучее впечатление, сказалось впоследствии на архиерейских его делах. Святитель Митрофан стал известен как обличитель раскола, как сподвижник патриотических инициатив царя-реформатора, видя в духовенстве силу, способную действовать на людей благотворным образом. Святитель Митрофан боготворил церковное благолепие, вложил в строительство собора Благовещения Пресвятой Богородицы немалые средства. Но быт его был очень скромен.
Святитель глубоко вошёл в судьбу молодого Петра I, стараясь содействовать преобразованиям. Он приветствовал постройку флота в Воронеже, поддержал её материально. В 1696-м русские войска победили турок под Азовом, царь повелел величать Митрофана епископом Воронежским и «Азовским». Но святитель не одобрял тесного общения царя с иноверцами, следование их обычаям.
Святитель отверг приглашение побывать в воронежском дворце царя из-за бывших в нём языческих статуй. Пётр грозил ему смертью, святитель готовился к ней, предпочитая смерть одобрению неприемлемых для православного языческих ритуалов. Исповедничество пристыдило Петра, статуи он убрал, мир восстановился.
Пробыл угодник Божий на Воронежской кафедре 20 лет, до самой кончины.
Святитель божественно знал Священное Писание. В своём «Духовном завещании» Митрофан наставлял «употреблять труд, хранить умеренность, творить благо». Преставился святитель к Богу в 1703-м в глубокой старости. Перед кончиной принял он схиму с именем Макарий. Погребен Святитель был в воронежском Благовещенском соборе. Царь помогал нести гроб почитаемого им за «святого старца».
С 1820-го особенно возросло число почитателей молитвенной памяти Митрофана, стали появляться при соборе пометы о чудесах на гробнице Святителя.
В 1831-м об этом официально донесли Синоду, по постановлению которого 7-го августа (20-го — по новому стилю) 1832-го произошло торжественное открытие гроба. За этим произошла канонизация святителя. От святых его мощей происходили по милости Божией многие исцеления страдающих недугами, как телесными, так и душевными, одержимых. В 1836-м при Благовещенском соборе был учрежден в Воронеже Благовещенский Митрофанов монастырь. На месте его погребения совершаются панихиды.