На Фанаре в разгаре заседание Cинода Константинопольского патриархата, от которого все ожидают конкретной даты раскольничьего собора. Строго говоря, никто не обещал ее озвучить. Неизвестно даже, объявит ли Синод эту дату вообще.
Но украинские власти, в нарушение конституции собственной страны, уже начали отбирать имущество Украинской православной церкви. Первой (но далеко не последней) жертвой снова выбрана Почаевская лавра.
Неужели вернется страшный 1992 год, когда националисты, которым на все церкви мира откровенно плевать, из ненависти ко всему московскому поддержали Денисенко, при полном одобрении Кравчука?
Вспоминает очевидец тех событий, украинский журналист Сергей Герук:
«…мы жались на крохотном пятачке ступенек перед Луцким кафедральным собором, а внизу — бушующее в оцеплении ОМОНа море разъяренной толпы с палками и плакатами вроде "Геть Московську церкву!" Помню и 20-километровый крестный ход из Кременца в Почаев в поддержку осажденной Почаевской лавры. Врезался в память газетный заголовок — как квинтэссенция происходившего: "Храм закрыт. На ступеньках кровь…"»
И снова, почти три десятка лет спустя, и как в годы хрущевских гонений, история повторяется: украинский Минюст лишает каноническую церковь ее имущества, а иерархов приглашают на допросы, выясняя, не сотрудничают ли они с заграницей.
И снова, как сто лет назад, лавские насельники становятся врагами государства и «пособниками контрреволюции», возбуждаются уголовные дела по высосанным из пальца поводам, а «народные избранники» требуют обеспечить охрану святого места «силами правоохранительных органов».
А ведь чуть более месяца назад Фанар поставил четкое условие: никакого присвоения церковных объектов, никаких актов насилия и возмездия. Очевидно, что Киев действует по-своему, нарушая собственные обещания. Несмотря на сообщения и сигналы о нарушении прав Церкви и православных, президент твердит, как щедринский органчик, что, мол, Украина — светское государство, в котором у религиозных организаций равные права.
В таком случае как понимать обращение светского президента, который должен быть лояльным ко всем верующим, с просьбой предоставить томос об автокефалии православной церкви в Украине? (несмотря на то, что УПЦ и так является вполне самостоятельной). Неужели заботился украинский президент о правах неких украинцев, желающих создания «незалежной церкви»?
Юристы общественной организации «Верховенство права» обратились в суд с требованием признать факт превышения полномочий президентом и нарушении конституционного принципа независимости церкви от государства.
И в отзыве на иск содержалась очень интересная фраза:
«Глава государства не исполнял публично-властных управленческих функций во время написания и направления обращения (имеется в виду обращение к патриарху Варфоломею)».
Получается, что Петр Порошенко обращался к патриарху как частное лицо, а вовсе не как президент. Но в таком случае следует признать, что любой, даже простой гражданин Украины может вот так запросто обратиться к Патриарху, и изменить историю, вызвать кровопролитие...
Тогда как понимать тот факт, что президент с патриархом подписали соглашение с целью «ускорения процесса дарования томоса» - документ, содержание которого до сих покрыто тайной.
Политолог Аркадий Малер уверен: патриарх Варфоломей и не заблуждается относительно того, что Порошенко преследует личные цели, и прекрасно знает, что режим Порошенко не вечен, но:
«они нашли друг друга для достижения общей задачи — оторвать как можно больше епархий Русской православной церкви на Украине … заказчики и исполнители автокефального проекта попросту закрывают глаза на все проблемы», - цитирует его РИА «Новости».
Эксперт уверен, что патриарх знает, что его обманули, но это не станет препятствием для сворачивания автокефального проекта, не стоит.