Американские самолеты летают на китайских контрафактных деталях — это данные спецрасследования Конгресса США. Клеймо made in china можно ставить чуть ли не на двух тысячах разных американских военных самолетах. Зачастую поставщики идут на подлог ради экономии. При этом в докладе говорится, что ситуация может очень серьезно повлиять на безопасность государства.
С комментариями на эту тему выступил главный редактор журнала «Национальная оборона», председатель общественного совета при Министерстве обороны России Игорь Коротченко.
- Насколько серьезные последствия могут иметь обнародованные данные?
- Я думаю, что с практической точки зрения прежде всего должны вывод сделать заказчики, в данном случае Пентагон, потому что ситуация, безусловно, не украшает военное ведомство США, которое не сумело методами контрольных процедур определить еще на первоначальном этапе, что вместо надежных изделий электронной техники идет китайский контрафакт. Поэтому будут сделаны выводы, я так полагаю, потому что сама по себе ситуация, конечно, беспрецедентная.
- С технической точки зрения эти самолеты наверняка менее надежны?
- Речь идет об электронной компонентной базе, поэтому в данном случае речь идет о бортовой электронике, о радарах. Разумеется, она менее надежна. Очевидно, что необходимо будет принимать какие-то решения, в частности, по выявлению конкретных узлов и их замене в перспективе.
- Можно ли ожидать в свете обнародованной информации обострения китайско-американских отношений? Известно, что Поднебесная рьяно отстаивает интересы своих производителей, в том числе и контрафактных ?
- Это абсолютно не связанные вещи. Потому что в данном случае речь идет о подлоге, который допустили определенные американские фирмы, выпускающие те или иные элементы электроники для боевых самолетов. Поэтому в первую очередь разборка коснется конкретных производителей, очевидно, будут возбуждены уголовные дела. К этому же процессу подключится и ФБР — основной контрразведывательный орган, который обеспечивает защиту интересов американской промышленности. И в первую очередь, очевидно, удар будет нанесен, в том числе с правой и юридической точек зрения, по производителям, которые допустили использование вместо лицензионных, проверенных элементов и узлов радиоэлектронной аппаратуры китайский контрафакт. Другое дело, они это делали сознательно, будучи заранее осведомленные в том, что ставят некондиционные детали и электронные узлы? Либо все-таки они были введены в заблуждение теми поставщиками электронных компонентов, которые выдали китайскую подделку за изделия, произведенные на территории США, и соответствующим образом его промаркировали.