Судьба Православия на Украине зависит от расклада мировых сил и от решительных действий России как православной державы на мировой арене …
Патриарх Варфоломей проводит линию раскола во Вселенской Церкви. Он - расколотворец и расколоучитель, что уже начинают понимать во многих Православных Церквах. Его поступок осторожно осудили Синоды Антиохийской и Сербской Православных Церквей. Другие Православные Церкви нам сочувствуют, но боятся Госдепартамента США, стоящего за Фанаром. Патриарх Варфоломей, вторгаясь на чужую каноническую территорию, попирает церковные каноны.
Патриарх Варфоломей занимается якобы миротворчеством на чужой канонической территории - там, где его об этом совершенно не просили, дарует автокефалию и отзывается на просьбы лиц, запрещенных в служении и анафематствованных, да просто раскольников. А сейчас с целью придать маломальскую законность своим разбойничьим действиям давит на православных епископов через своих агентов влияния, через агента Государственного департамента США Порошенко.
Патриарх Варфоломей явно подпадает под прещение церковных канонов. Зачем ему это надо? Константинополь утерял влияния на своих традиционных землях: на территории Турецкого государства осталось не более 5 тысяч православных верующих Константинопольского Патриархата. На его прежней территории в Греции теперь большую часть занимает Элладская Православная Церковь. Все активы патриарха Варфоломея находятся за пределами прежнего Константинопольского Патриархата, поэтому для него жизненно важно обосновать свою вселенскую юрисдикцию и возможность создавать свои епархии в любой части света. Именно ради этой цели патриарх Варфоломей вкривь и вкось толкует 9 и 17 правила IV Халкидонского собора, которые разрешают обращаться в спорных случаях к Константинопольскому патриарху. На самом деле речь идет не о том, что он являлся арбитром для всей Вселенской Церкви или даже для всего Востока Римской империи. Вовсе нет, речь идет о разрешении споров внутри его юрисдикции и не более того.
Далее пытаясь обосновать свою вселенскую юрисдикцию, патриарх Варфоломей прибегает к превратно понимаемому 28 правилу IV Халкидонского собора, которое, в частности, гласит:
Посему токмо митрополиты областей, понтийские, асийские и фракийские, и такожде епископы у иноплеменников вышереченных областей, да поставляются от вышереченного святейшего престола святейшие константинопольские церкви: сиречь, каждый митрополит вышепомянуных областей, с епископами области, должны поставляти епархиальных епископов, как предписано божественными правилами. А самые митрополиты вышеупомянутых областей должны поставляемы быти, как речено, константинопольским архиепископом, по учинении согласного, по обычаго, избрания, и по представлении ему оного.
Это весьма скромное и ограниченное правило никоем образом не дает патриарху Варфоломею никаких прав на Украину. Извините, с Фракией граничит современная Болгария, в крайнем случае, Румыния, но не Украина. А Понт граничит с Чёрным морем. Однако, причём здесь Украина? Фанар заявляет о своих древних правах на украинские земли, но все эти права утеряны с 1686 года, когда Константинополь добровольно их передал без всяких оговорок на вечные времена Московскому Патриархату. Если же Константинополь говорит о том, что имеет право забирать ранее переданные им епархии и даже автокефалии в зависимости от политической ситуации, тогда мы рискуем оказаться в мире беззакония и ситуативности. В таком случае, если все наши церковные законы будут кроиться под политическую конъюнктуру, то тогда давайте лишим Константинополь первого места в иерархии престолов, коль скоро говорится, что Константинопольский патриарх получает первенство чести, потому что Константинополь - столица православной империи, город Царя и Сената. Но уже 565 лет в Константинополе нет ни Царя, ни Сената и даже почти нет православных верующих - всего 3 тысячи человек. Поэтому Фанар не имеет никаких прав на вселенский статус, коль скоро он опирается на уже несуществующую реальность. В данном случае Константинополь являет абсолютно непонятный фантом, не известно на чем основывающий свои сверхпретензии.
Теперь понятно, для чего Порошенко нужна вся эта трагикомедия - близятся выборы, страна пребывает в сквернейшем положении, а республики ДНР и ЛНР существуют, несмотря на военное и экономическое давление. Во внутренней политике Украины нарастает кризис, поэтому Порошенко нужны прорывы. Но вместо успехов он рискует нарваться на полномасштабный конфликт или Гражданскую войну на религиозной почве. С другой стороны, его режим может существовать только в атмосфере русофобии, а ненависть к России на Украине сейчас утихает, потому что люди трезвеют. По его мнению, надо подбросить новых «дровишек» в костер русофобии. Порошенко рискует, ибо может спалить самого себя.
Понятно, для чего нужна автокефалия кураторам Порошенко из Госдепа США - еще один конфликт и пожар на постсоветском пространстве, которые помогут продлить существование доллара и США, которые могут паразитировать только за счет конфликтов на периферии западного мира. В случае крупных событий на Украине Россия обязательно вступится, что повлечет за собой лобовой конфликт, который может спалить весь мир в огне ядерной войны.
Как себя вести в этой ситуации? Грамотно, мудро и решительно - оказывать всемерную поддержку Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, способствовать всемерному давлению на Порошенко с целью прекращения преследования Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Надо надавить на Порошенко, чтобы он прекратил свои бесплодные попытки по объединению сил, которые не могут быть объединены по определению. И не только, потому что: «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света со тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным?» (2Кор.6:14-15). Но и потому что раскольники не могут найти единства между собой.
Итак, механизмов воздействия на Порошенко много, в том числе экономических и политических. Парадоксально, но Россия по-прежнему остается для Украины первым экономическим партнером, товарооборот между странами исчисляется миллиардами. Россия является еще и местом заработка для украинцев. Поэтому решительные действия российской дипломатии, именно действия, а не их имитация, способны заставить Порошенко отступить на данном направлении. И естественно, наши действия должны быть подкреплены силой. Кроме того, необходимо оказать действенную помощь Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, необходимо выражение солидарности и духовная, молитвенная помощь, проявление нашего подлинного единства. Только в единстве наше спасение и Победа.
Судьба Православия на Украине зависит от расклада мировых сил и от решительных действий России как православной державы на мировой арене и реальное подкрепление слов Путина о том, что христиан, в том числе православных, мы будем защищать в любой точке земного шара. Сейчас слова Президента России нуждаются в подкреплении реальными делами. И, наконец, самое действенное оружие - это наша молитва о наших украинских православных братьях и о том, чтобы раскол, этот папистский морок восточного обряда исчез, как дым. Это вполне возможно, ибо для Бога нет ничего невозможного.
Протодиакон Владимир Василик, доктор исторических наук, кандидат филологических наук, кандидат богословия, доцент Института истории Санкт-Петербургского государственного университета, преподаватель Сретенской семинарии, член Синодальной богослужебной коми