Известный сегодня во всем православном мире святитель Николай Сербский (1881-1956) напоминает нам, что казнокрадство – страшнейшее преступление. Это не только попрание юридических законов. В первую очередь, это грех, связанный с нарушением восьмой заповеди Декалога (десяти заповедей Моисеева закона).
Этой теме у него посвящена даже специальная статья, которая называется "Не обкрадывай державу". К сожалению, времени написания статьи мне определить не удалось. Думаю, скорее всего, это было до второй мировой войны.
Святитель писал о казнокрадстве, которое процветало в Сербии. Слова святителя были адресованы как к тем, кто уже обкрадывал державу, так и к тем, кто только еще помышлял об этом. Статья в высшей степени обличительная. В духе святителя и вселенского учителя Иоанна Златоуста, который обличал в свое время власть имущих и богатых за их пристрастие к мамоне, роскоши, "красивой" жизни, злоупотребления властью.
Под его критику попадали и архиереи из Константинопольского патриархата. Не даром святителя Николая Сербского называли и называют Сербским Златоустом. Во-первых, за его яркие и глубокие проповеди и выступления. Во-вторых, за смелость обличения. Думаю, все положения статьи в полной мере применимы к нынешней ситуации в России. Очень рекомендую всем ознакомиться с этой статьей, благо ее можно разыскать в интернете.
Я насчитал в работе тринадцать грозных предупреждений тем, кто обкрадывает или собирается обкрадывать свое отечество. Привожу их вместе с соответствующими выдержками из работы "Не обкрадывай державу!"
Первое. Святитель практически по любой ситуации современности находит поучительные примеры из Священного Писания, в том числе Ветхого Завета. Вот и для казнокрадов нашего времени он находит наглядный урок из Книги Иисуса Навина:
"Когда Иисус Навин перевел народ Израильский через Иордан и ввел его в землю обетованную, и стал занимать ту землю, село за селом, город за городом. Так он занял всю долину Иорданскую и затем город Иерихон. Поводом взятия Иерихона, Навин издал указ о том, что все вещи и посуда из серебра и золота, бронзы и железа, взятые в Иерихоне, должны быть собраны в кучу как общее благо, чтобы пополнить ризницу Господню, наложив под страхом проклятия запрет что-либо присваивать себе.
Так поступил весь народ, кроме одного человека-вора. Того человека звали Ахан сын Хермиин. Он присвоил себе из тех вещей нечто от серебра и золота и спрятал у себя в шатре. И разгневался Бог из-за той кражи на целый народ Израильский. И целый народ пострадал от того греха.
Сразу после взятия Иерихона Навин послал 3000 воинов в маленький город Гай, где было слабое войско. Но случилось так, что защитники Гая побили 3000 израильских воина. Опечалился народ Израильский, а народный вождь пал лицом в землю перед Господом, вопия о том наказании, в недоумении, за что оно было послано. И пришел ему ответ свыше - за то Бог отступил, что в среде израильтян находится пять проклятых вещей. Узнав об этом, Иисус Навин стал искать виновника и нашел его в лице Ахана сына Хармиина. За это преступление он и весь его род был забит камнями всем народом и было отобрано его имущество (Ис. Навин 6, 7)".
Второе. Держава создавалась многими поколениями людей, которые ради этого проливали кровь и пот. Поэтому тот, кто обкрадывает державу, подобен мародеру, обкрадывающему мертвых:
"Не обкрадывай державу, ведь она оплачена дорогой ценой. Братья твои погибли в бою. Они отдали свои жизни за отчизну - как же ты осмеливаешься обкрадывать и обворовывать такое драгоценное достояние? Эта держава им принадлежит также, как и тебе, и даже больше им принадлежит, ведь они заплатили больше тебя, больше вложили в нее, чем ты.
Скажу так: держава - это собственность больше тех, кто лежит в гробах, чем тех, которые развлекаются в городских гостиных. Поэтому, крадущий у державы есть мародер, обкрадывающий мертвого. Ведь и один и другой покушаются на собственность мертвых.
Твои деды и прадеды и все предки боролись за эту державу, мучились ради нее, воздыхали и плакали, проливали пот и кровь, умирали. Безумный! У кого крадешь? Обкрадываешь своих ближних, которые проклянут тебя из гроба. Отсекаешь себя от державы, а она отсекает тебя".
Николай Сербский. Фото: www.globallookpress.com
Третье. Обкрадывание своей державы – преступление, имеющее привязку к определенному месту. Тяжесть преступления зависит от места его совершения. Обкрадывание державы с этой точки зрения – особо тяжкое преступление. Красть – всегда грех. Но красть у себя дома – грех, граничащий с безумием. В свете этого казнокрад теряет титул "благородного человека", меняя его на звание "мародера" и "святотатца":
"Казнокрад добровольно меняет звание благородного человека на звание мародера. Хочешь красть с жертвенника? Кража из гробов называется мародерством; кража из храма - святотатство. Желаешь на эти титулы заменить унаследованные титулы предков, которых назвали Святыми, Родолюбцами, Мучениками? Желаешь кражей из гробов и алтарей унизить и посрамить моральное благородство, переданное в наследство тебе и твоему народу? Твоя земля не какая-то безлюдная лесная чаща, где находятся звериные кости. Твоя земля - это древнее поселение людей, самое древнее поле сражения за Царство Небесное, за Крест Честной и Свободу Золотую, древнее кладбище и святилище Божье. Величина греха оценивается по месту, где грех совершен. Тот же грех, совершенный в лесной чаще и в храме, по-разному оценивается и осуждается. Кража на гробе и в храме влечет более тяжелое наказание, нежели кража в густом лесу.
Размышлял ли ты об этом? Прочувствовал ли ты это? Подумал ли ты о том, почему Бог наносит тебе такие сокрушительные удары? Задавался ли ты вопросом: почему удары судьбы на нашей земле тяжелее, чем где бы то ни было?
Потому что эта земля покрыта мученическими могилами и святыми храмами больше, чем другие земли, и тяжесть греха оценивается по месту совершения греха. Это закон вечного Благочестия, жало которого ты ощущаешь так часто и так болезненно на этой своей земле".
Четвертое. Казнокрад – уже не человек, он уподобляется крысам, кои, как известно, не имеют отечества:
"Твои предки не признают твои права на гражданство в этой, им принадлежащей державе. Они тебя обличат перед Богом и причислят к роду крыс. Воруя у державы, воруешь у Отечества своего, у земли своих отцов; обкрадываешь своих братьев, сыновей и дочерей отца твоего.
Подумай, что если и другие последуют твоему примеру: все начнут красть у своей державы - что станет тогда? Земля витязей и мучеников превратилась бы в крысиную яму! И Бог праведный, Который смотрит на землю и людей, отберет землю у крыс, чтобы дать людям, которые живут за границей".
Пятое. Казнокрад наносит непоправимый ущерб своим детям, из родителя он превращается в детоубийцу:
"Ведь ты крадешь кровь и слезы, когда у державы крадешь. И дашь ты своим детям в пищу те кровь и слезы, и отравишь их. Так достояние родителя ты превратишь в подлость убийцы. Ты этого не знаешь и не веришь в это, потому что не веришь в живого и всевидящего Бога, страшного ревнителя правды".
Еще: "Не кради ничего у державы и не навлекай на себя, на своих детей и на свой народ зло. Ведь кто крадет, отравляет этим своих детей, питает их стрихнином".
Еще: "Разве не будет находиться под проклятием Творца тот, кто крадет, и разве не навлечет он проклятие на наследников державы, на детей своих?"
Шестое. Божественный суд за казнокрадство неотвратим. Обкрадывающий казну неизбежно истребится:
"Если суды человеческие немощны наказать виновника, накажет Тот, Который судит по Вечной Правде и осудит на вечные муки".
Еще: "Каждый, кто крадет, истребится, как сказал Всевышний через своего пророка (см. Зах. 5: 3). Так же и тот, который ложно клянется. Ведь сказано, что и одно, и другое есть проклятие.
Не кради никогда; но особенно не смей обкрадывать державу свою: ни государственные деньги, ни государственную землю, ни государственный лес. Ведь если крадешь, навлекаешь на себя проклятие, на свой дом, на свою державу. Там, где кража, там нет благословения, там проклятие. Об этом нам свидетельствует Святое Писание, в котором на первых страницах записана заповедь Божия: не укради".
Приведу то место из Книги пророка Захарии, на которое ссылается святитель:
Он сказал мне: это проклятие, исходящее на лице всей земли; ибо всякий, кто крадет, будет истреблен, как написано на одной стороне, и всякий, клянущийся ложно, истреблен будет, как написано на другой стороне (Зах. 5:3).
Фото: www.globallookpress.com
Седьмое. Казнокрадство – грех не против отдельного человека, а против миллионов:
"И оскорбление наказуемо. Кто оскорбит одного человека, наказывается за оскорбление одного; кто оскорбит многих людей, наказывается за оскорбление многих. Кто оскорбит государство, наказывается за оскорбление миллиона людей.
Так же кто нанесет ущерб одному, многим или целой державе. Кто наносит ущерб державе, наносит его и миллионам граждан той державы, потому кража у государства грех намного тяжелее того, когда совершается кража у одного человека".
Еще: "Кто украдет у одного человека динар, будет виноват в одной краже, кто украдет один динар у державы, то будет виноват в краже у 15 миллионов человек, то есть он виновен в 15 миллионах краж".
Восьмое. Казнокрадство – преступление, в первую очередь, не против богатых, а против неимущих:
"И еще: кто крадет у отдельного человека, тот крадет у имущего. Кто крадет у державы, тот крадет у всех, кто платит государственные налоги, то есть не только у богатых, но и у бедняков, ведь государственные налоги платят и бедняки. Налоги государству платят наемники и поденщики, прачки и прислуга, сезонные работники и труженики рудокопы, работающие под землей, и крестьяне, возделывающие сохой, запряженной парой быков, землю, одинокие старцы и старицы, и дворники, чистящие улицы.
За неуплату налогов у бедняка отбирается дом и скот, и все нехитрое имущество. Державное благо залито потоками пота и сиротскими слезами. Путь, которым течет то благо в государственную казну, исполнен воплями и рыданиями".
Девятое. Казнокрадство порождает ненависть вора в своей державе, а всего народа – к вору:
"Говорю Вам, кража у державы есть великая глупость, не только оскорбление, но и великая глупость. Оскорбление в том, что кража происходит даже у тех, у кого больше ничего нет, то есть, у кого продано последнее имущество ради уплаты налогов, или кто занял денег, чтобы расплатиться с государственным долгом. Глупость заключается в том, что всякий совершивший кражу у государства становится врагом государству. Вор начинает ненавидеть державу, а держава ненавидит вора. Никто так много не говорит против державы, как тот, который крадет у нее. Таковы факты и таков опыт.
Честный ремесленник, у которого продан медный котел ради уплаты налогов, не говорит так много против державы, как тот, кто крадет у державы. Ведь всякий вор ненавидит того, у кого крадет. Тот, кто крадет у державы, ненавидит державу все больше, зависимо от продолжительности кражи, и чувствует, как увеличивается к нему ненависть граждан той державы, поэтому он все громче ругает эту державу. Он и не осознает причину своей неприязни, но неведомая ему сила заставляет его так поступать. По сути, своей руганью он защищается от ненависти миллионов граждан той державы, восставших против государственного преступника. Державный вор среди этой ненависти как утопленник среди буйного моря".
Десятое. Казнокрад - глуп, поскольку думает, что его преступлений никто не видит. Мало того, что всего его преступления известны Богу. Они также известны и народу. Недаром, русская поговорка гласит: "На воре и шапка горит":
"Даже если никто не знает о совершенной государственной краже кроме самого вора и Бога, все равно все граждане страны смотрят на него искоса, сами не осознавая, почему питают к этому человеку неприязнь. И вор противопоставляет им свою ненависть. Тем он объявляет свою вину против государства. Но это является тайной для хранителей закона и порядка в державе".
Одиннадцатое. Казнокрадство – глупость и духовное безумие:
"Это невидимая война, внутренняя, духовная. Это не всякий понимает, но для богослова это очевидно. Держава становится адом для того, кто у нее крадет. Разве не глупо красть у державы? И кошка бережется красть в доме, когда хозяин видит, если она не ослепла. Для человека духовное ослепление есть глупость. Только тот, кто глуп, крадет в присутствии всевидящего Бога, не думая о грядущем неизбежном наказании".
Двенадцатое. Казнокрадство грозит уничтожением державы, она может погибнуть даже без войны извне:
"Вот, вытащили из морской пучины утонувшую ладью.
При этом многие намучились, кто-то остался инвалидом, кто-то погиб. Но ладья спасена и все радуются, стали поправлять ее, устранять все поломки. Тут появились злые люди, которые стали красть все, что им нравилось. Кто-то гвозди украл, кто-то доски, пропали лебедки и канаты, металлические штыри, исчезла лестница, появился лом в корме и оттуда стали красть все припасы, даже лампочки вывернули. Разве такая ладья опять не утонет?
Честные путники не ведают о происходящем, но настанет миг, когда капитан забьет тревогу и все пассажиры будут призваны к спасению тонущей ладьи. Не будет ли поздно? Ладья может снова оказаться на дне морском. Примени эту картину на историю своего государства, тогда страх свяжет тебе руки, протянутые для воровства".
В приведенном выше отрывке святитель говорит о том, что с большим трудом удалось спасти Сербию (ладью) от полной гибели во время шторма первой мировой войны. А казнокрады могут ее погубить (отправить ладью на дно) без всякой войны.
Еще: "Если держава не обличит тебя в краже, обличит тебя Тот, Который сказал, что Он Царь над царями и Господин над господами, и дает землю тому, кому хочет. Бог дает землю почтенным народам, а у непочтенных народов отбирает. Если ты крадешь у державы, и держава твоя гибнет, только ты будешь виновен в том".
Тринадцатое. Казнокрад может погибнуть даже раньше, чем погибнет держава:
"Знай, что прежде, чем погибнет твоя держава, погибнешь и ты, не успев пересечь границу, чтобы достигнуть своих денег в чужой стране. Это обычное возмездие Вечной Правды, которая наблюдает за нами и все видит. Безумник бережет накопления, а не знает, для кого бережет, так сказано в Книге книг".