Московскiя Въдомости
16+
<p>В 2013 году в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре был освящен новый храм во имя всех святых Русских Князей и Царей.</p>

На Афоне освящен новый храм во имя всех Святых Русских Князей и Царей

09 Августа 2014, 21:00 # / Новости / Церковь / За рубежом / 15432.html

В 2013 году в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре был освящен новый храм во имя всех святых Русских Князей и Царей.

Таким образом память всех святых русских государей впервые собрана воедино под сводами одного храма. И знаменательно, что произошло это именно в Русской Обители на Святом Афоне.

В новосозданном на Святом Афоне Царском храме будут также поминаться на проскомидии представители всех княжеских и царских родов, не причисленные к лику святых. В заупокойных ектениях на богослужении будут возноситься имена Государей, являвшихся ктиторами и благодетелями Обители.

Как отмечает журнал «Душеполезный собеседник», освящение в Русской Обители на Святом Афоне первого в истории Руси храма всех святых Русских государей станет примером, которому последует создание подобных храмов в разных уголках Русского мира.

Ниже приводим для читателей выдержки из статьи в журнале «Душеполезный собеседник», издаваемом Русским на Афоне Свято-Пантелеимоновым монастырем:

Святые благоверные Государи составляют особый, весьма многочисленный собор святых Русской Церкви. Лик благоверных русских Государей включает в себя представителей обеих династий, правившихъ на Руси за 1025-летие ее христианской исторіи, и насчитываетъ въ своем составе 150 венценосных угодниковъ Божіихъ, канонизованных к общему или местному почитанию. Среди них два Царя: Феодр Иоаннович из династии Рюриковичей и Николай Александрович из династии Романовых; 40 Великих и 91 удельных князей и княгинь из Дома Рюриковичей; 17 представителей Дома Романовых. Мночисленностью этого собора обусловливается и многообразие подвигов, которыми каждый из них угодил Богу, и заслужили добрую память и почитание соотечественников.

Это дает возможность распределить собор святых Государей по ликам в соответствии с подвижническим служением каждого государя или государыни. Среди прославленных Русских Государей можно выделить лики равноапостольных, мучеников, преподобных, преподобномучеников и благоверных. Таким образом среди святых русских князей и Царей было 2 равноапостольных государя, 52 мученика (37 из Дома Рюриковичей и 15 из Дома Романовых), 26 преподобных и 70 благоверных.

Каждый изъ святыхъ государей былъ поставленъ Промысломъ Божіимъ передъ судьбоноснымъ выборомъ. Каждый – передъ своимъ. Христіанство или идолослуженіе. Благочестіе или нечестіе. Верность христіанскому долгу ценой собственной жизни или временная жизнь ценой вероломства и измены.

Власть, богатство, слава или же – монашеское послушаніе, кротость, безчестіе и безвестность. Удивительно то, что выборъ, сделанный каждымъ изъ нихъ, повліялъ на судьбу всей Русской земли, сформировалъ историческое лицо нашего Отечества, то, что мы называемъ Святою Русью. Ихъ личный подвигъ создалъ образъ благовернаго государя, «добраго Царя-батюшки», притягательный и приснопамятный для русской души. Этотъ образъ настолько устойчивъ, что задаетъ критеріи оценки деятельности всехъ последующихъ правителей Руси.

***

Каждый изъ святыхъ Государей офиціально прославленъ Церковью (Отечественной и Зарубежной) въ разные времена исторіи, темъ или инымъ ея Соборомъ. Обращаетъ на себя вниманіе тотъ фактъ, что прославлены не просто отдельные личности, но целые семьи русскихъ князей. Причемъ члены одной семьи угодили Богу на разныхъ поприщахъ служенія. Это свидетельствует о глубоко укоренившемся на Руси семейномъ благочестіи, или «бытовой» святости православной русской семьи. Образец святости, стремление к нему, желание организовать свою жизнь в соответствии с ним, были присущи сознанию русских людей. От князя до простолюдина. И княжеская семья здесь на особом счету. Ведь князь, царь - всегда на виду. Святость спасает вокруг себя тысячи. И если царская семья благочестива, если его семейный быт образцовый, то это не может не оказывать влияния на других. Поэтому и сформировалось в сознании людей представление о своей Родине, как о Святой Руси. Появилось оно не в типографии, не в каком-нибудь средневековом отделе информации, а вышло из души народа.

Благочестие, святость - это и есть те скрепы, которые постепенно сплачивали Русскую Землю, русских людей вопреки всем внешним и внутренним противодействиям. Благочестие и святость - это и есть код нашей идентификации. Благодаря этому и крепла всегда Русь, несмотря на все, что с ней происходило.

Сейчас много говорится и поется о Святой Руси, о новом собирании Руси. Слава Богу, что мы сохранили понятие и стремление к этому. Но необходимо также и понимать, что без стремления к святости, без нравственной ответственности, без четкого представления о своем долге и своих обязанностях перед Отечеством, обществом, своей семьей и лично перед Богом за свою собственную душу - никакой Святой Руси не будет. При растущих в обществе тенденциях эгоизма, наживы и неслыханного разврата о каком собирании Руси может идти речь? Ради чего собирать: ради греха?! Но тогда это не Святая Русь, а Вавилон, который рано или поздно рухнет и погребет всех под своими обломками.

Собирая ныне раздробленную Русь необходимо с самого начала выстраивать правильную нравственную парадигму, чтобы все понимали над чем мы работаем, и что от каждого требуется на его месте. В противном случае бренд «Святая Русь» превратится в погремушку, фольклор и фетиш.

Русские князья, святые и не прославленные, стремясь преодолеть раздробленность, заключали выгодные экономические союзы, объединяли границы, организовывали совместную оборону против общей угрозы. Но в то же время они осознавали, что главный фундамент, на котором зиждется Русская Земля, это вера и благочестие.

Духовно-нравственное совершенствование является идеалом Святой Руси. Это тот остов, костяк нашего Отечества, который отличал всегда нашу особую цивилизацию от либеральной Европы. Русь должна возродиться как столп веры и благочестия, как сила, удерживающая мир от нравственно-духовной деградации.

Православная цивилизация - это и есть тот самый Удерживающий, который отодвигает мир от погибели.

***

Когда подумаешь об этих почти 150-ти святых русских правителях, то осознаешь: какая же это мощь! Они все до сих пор присутствуют в нашей истории, потому что молятся Богу за всю Русскую Землю. Поистине - это великая сила.

Факт наличия токового большого количества святых, угодивших Богу не где-нибудь в пустыне и лесу, но на самой скользкой и опасной стезе, таящей множество препятствий и соблазнов для христианской нравственности, говорит о глубокой религиозности русской души, о распространении христианства не только на широте географических просторов, но и в глубине человеческих сердец, от простолюдина до князя и Царя. Это явление можно назвать одним из феноменов русской святости. Ни в одном другом народе не было явлено такого числа благочестивых правителей. Во всей Европе вместе с Англией взятой, к лику святых причислено всего два десятка королей, графов, герцогов и их близких родственников. Причем 9 из них прославлено еще до 1054 года, и потому являются святыми не столько католическими или англиканскими, но Соборной Православной Церкви.

Из всех 20 прославленных католической церковью венценосных особ 10 являются английскими правителями, 2 - испанскими, 1-венгерским, 1 - шотладским и 5 - фрацузскими, причем 2 из них, святая Эмма и святой Феликс, являются дочерью и правнуком дочери благоверного великого киевского князя Ярослава Мудрого - Анны, королевы Франции.

Примечательно, что оба отпрыска русской крови прославились в аскетических подвигах и по сути являются единственными преподобными среди святых западных королей. Святая Эмма не смогла прижиться на дикомъ Западе. Достигнувъ совершеннолетія, она бежала из Франции на родину матери, в Киев, но заблудилась, и упала безъ чувствъ, будучи обезсиленной и больной, где-то под Мюнхеном. Ее подобрала одна крестьянская семья, вылечила, выходила. Но Эмма не осталась съ ними. Она предпочла быть скиталицей и изгнанницей в чужой земле. Местом ее подвигов стало дупло старой липы. Она учила детей вере, исцеляла больных. Память ее широко празднуется до сих пор местным населениемъ.

Примеръ святой Эммы сквозь века передаетъ заветъ ея соотечественникамъ держаться подальше от «просвещенной», либертеріанской Европы.

Святой Феликс отказался от богатств и титулов и постригся в монашество. К сожалению оба они жили в XII веке, то есть после отпадения Рима, и не внесены в святцы Православной Церкови.

***

Особо необходимо сказать объ иноческомъ подвиге русскихъ государей. Онъ несколько выбивается изъ общаго представленія о княжеской святости.

Желаніе князя уйти изъ міра всегда говорило о многомъ душе русскаго человека, всегда было особымъ признакомъ благочестія государя, его искренней любви къ Богу. Принимая иноческій постригъ, государь добровольно отказывался отъ политическаго и соціальнаго служенія во имя совершенствованія своей души въ Боге, очищенія страстей и прощенія греховъ. Однако, это нисколько не умаляло значенія его въ глазахъ подданныхъ. Даже наоборотъ. Въ лице Государя-инока народъ и Отечество пріобретали молитвенника и предстателя передъ престоломъ Всевышняго.

Первымъ княземъ, отвергнувшимъ порфиру, сталъ преподобный Никола Святоша Черниговскій. Его примеру последовали многіе представители княжескаго сословія, просіявшіе строгостью подвижнической жизни. Среди государей-иноковъ 26 причислены къ лику святыхъ.

Иноческій постригъ Государя пріобрелъ особое значеніе въ эпоху Московскихъ князей и Царей досмутного періода. Практически все они принимали постриженіе въ монашество въ старости или на смертномъ одре, но въ любомъ случае – шагъ этотъ былъ обдуманнымъ, осознаннымъ и запланированнымъ.

Русскіе Государи становились не только хранителями Православія на Руси, но и во всей вселенной. Особенно осознаніе этого факта усилилось после того, какъ преподобная Ангелина Сербская, мать последняго деспота Сербскаго, передала Русскимъ Князьямъ право на ктиторство Русской Обители на Афоне, а вместе съ ней и всей Афонской Горы. Это было постепенное вступленіе въ обязанности Удерживающаго. Москва стала осознаваться Новымъ Римомъ, новымъ Іерусалимомъ, а вся Земля Русская – Уделомъ Пресвятой Богородицы.

***

Созданіе княжескихъ Святцевъ впервые было предпринято въ середине XVI века. Въ это время завершился процессъ собиранія Руси. Для того, чтобы скрепить этотъ союзъ, необходимо было духовно сплотить населеніе некогда раздробленныхъ княжествъ. Одной изъ задачъ на пути достиженія этой цели являлось созданіе канона русской святости. Для этого Митрополитомъ Московскимъ и всея Руси святителемъ Макаріемъ и Царемъ Іоанномъ Васильевичемъ были спеціально созваны такъ называемые канонизаціонные Соборы.

Месточтимые иконы и святые принимались теперь въ общерусскіе святцы для всеобщаго почитанія. Именно тогда были прославлены благоверные князья Александръ Невскій, Всеволодъ Псковскій, Михаилъ и Александръ Тверскіе, Петръ и Февронія Муромскіе и другіе. Въ 1557 году, вскоре после Соборовъ, Царь Іоаннъ Васильевичъ послалъ Константинопольскому Патріарху Помянникъ святыхъ Русскихъ Князей.

Первый Синодикъ въ Бозе почившихъ Русскихъ Князей былъ составленъ въ XVII веке при Московскомъ Успенскомъ Соборе для употребленія при возглашеніи вечной памяти въ Неделю торжества православія, однако онъ не отделялъ святыхъ князей отъ не прославленныхъ, поминая всехъ равно «за упокой», за исключеніемъ святыхъ страстотерпцевъ Бориса и Глеба.

По материалам журнала «Душеполезный собеседник».

Источник: портал «Русский Афон».

Просмотров: 1283



Похожие новости

16.02.2019 23:03

РПЦ призывает Афон не принимать новую церковную власть Украины

13.02.2019 18:36

РПЦ призывает с осторожностью воспринимать новости о взаимоотношениях новой украинской церкви и Афона

07.02.2015 12:35 <p>Священный Кинот Святой Горы призывает к прекращению богословского диалога с римокатоликами</p>

Письмо Священного Кинота Святой Горы Афон Константинопольскому Патриарху по поводу сближения с Римским папой

09.01.2015 16:15 <p>Рассказ паломника о праздновании Рождества Христова на Афоне</p>

Рождество Христово на Афоне. Записки паломника

23.12.2014 19:23

Афониты выступают против открытия исламского центра при Богословском факультете университета Салоник

25.11.2014 12:52 <p>Оцифровка книжных сокровищ Святой Горы Афон будет стоить 8.5 млн. евро</p>

Рукописи афонских монастырей будут оцифрованы и выложены в интернет

24.09.2014 10:51 <p>Преподобный Силуан с плачем молился о всем мире тогда, когда мир был охвачен братоубийственной войной и Русская Церковь шла путем мученичества</p>

Сегодня Православная Церковь совершает память преподобного Силуана Афонского

23.08.2014 23:30 <p>Гражданам Республики Абхазия предстоит избрать ее главу из четырех кандидатов.</p>

В Абхазии проходят президентские выборы

08.08.2014 15:26 <p>В связи с тем, что в последнее время в греческих СМИ неоднократно обсуждается вопрос о возможной отмене правительством Греции многовекового «аватона» – запрета на посещение Святой Горы Афон женщинами, предлагаем ознакомиться с историей, на примере которой можно убедиться, к каким последствиям может привести стремление людей нарушить священные божественные предписания.</p>

Мисс Европа после наступившей тяжелой болезни принесла покаяние за нарушение многовекового запрета

7527-й год от сотворения мира
2019-й год от Рождества Христова