Многих православных волнует вопрос: экуменизм, филокатолицизм, модернизм некоторых наших иерархов есть нечто стихийное, некая парадигма, унаследованная ими от предшественников, или их сознательный выбор и позиция?
19 октября митрополит Иларион (Алфеев) был у римского ересиарха Франциска с очередным докладом, и в ходе этого визита, в интервью итальянскому изданию Мессаджеро, своими высказываниями показал свой, так сказать, ментальный срез, т.е. истинное состояние своей души, ума и свою непричастность к Православной Церкви и Её святому учению.
Вот что он ответил на вопрос о возможном визите папы римского в Москву:
«Отношения между Православной церковью и Католической церковью развивались в течение почти тысячи лет в достаточно сложном контексте… Эти сложности постепенно преодолеваются, но преодолены они еще не вполне. В православном народе существует очень большое предубеждение против католиков, и мы никоим образом не должны рисковать единством наших церквей и миром в наших церквах. Поэтому мы должны в наших взаимоотношениях продвигаться с той скоростью, с какой это возможно. С той скоростью, которая будет приемлема для нашего церковного народа".
Наверное, если не обратить особого внимания, мало кто заметит, что было употреблено слово «предубеждение», даже – «большое предубеждение»! Что оно означает?
Вот, например, как толкуется данное слово «Энциклопедическим Словарем Педагога»: «Предвзятое, необоснованное опытом, как правило, отрицательное мнение о ком либо, о чем либо». А вот что говорит о нем «Толковый Словарь» Дмитрия Николаевича Ушакова: «Ложное, предвзятое, заранее сложившееся отрицательное мнение о ком-чем-нибудь, предрассудок».
Не будем прибегать к толкованиям из других источников, - они тождественны приведённым выше. Лучше рассмотрим высказывания православного народа, чьё мнение митрополит Иларион считает предвзятым, необоснованным опытом и - более того, - предрассудком:
«Латиняне не только внесли другие беззакония, но дошли до такого преизбытка дерзости, что даже в святой Символ Веры, который всеми соборными постановлениями предписано хранить неизменным, дерзнули ввести ложь, будто Святой Дух не только от Отца, но и от Сына исходит, и тем исказили основной догмат о Святой Троице… и этого достаточно, чтобы возложить на них бесчисленные анафемы ... чтобы мы отделили от тела Церкви гангрену хулы.... , дабы искоренить росток зла»[i] Свт. Фотий Великий Константинопольский.
«Мы отторгли от себя латинян не по какой иной причине, кроме той, что они еретики... Откуда же они внезапно представились нам православными, те, которые в течение столького времени и по суждению таких великих Отцов и Учителей считались еретиками?...Надо бежать от них, как бегут от змей, ...как от христопродавцев и христокупцев… Итак, братия, бегите от латинских новшеств и вносителей и вкоренителей их, и любовию связанные друг с другом, соберитесь в единую Главу нашу — Христа»[ii] Свт. Марк Эфесский.
«Латинян не могут даже ангелы сдвинуть и побудить принять лекарство против своего ложного исповедания…»[iii] Свт. Григорий Палама.
«Латиняне являются еретиками…»[iv] Преп. Никодим Святогорец.
«Папа – это антихрист, папу проклинайте, потому что он станет причиной отступления…»[v] Св. Прав. Косма Этолийский.
«Множеством ересей своих они (латиняне) всю землю обесчестили... Берегитесь, чада, кривоверов и всех бесед их, ибо и наша земля наполнилась ими… Чадо, если придется тебе умирать за святую веру Господа ради, то не оставь правой сей веры, но с дерзновеньем умри за веру Христову. Ибо святые умерли за веру, а теперь вот живут во Христе. И ты, чадо, если узришь каких-нибудь иноверцев, стязающихся с православными о вере и стремящихся соблазном отвести от правой веры несведущих верных, то ты, многосведущий, не скрой в себе своего знания, а помоги правоверным против кривоверных. Если поможешь им, то как овец избавишь их от уст львиных. Если же промолчишь, это равносильно тому, как если бы, отняв у Христа, предал ты их сатане, ибо тот научил кривоверных кривой их вере» Преп. Феодосий Печерский.
«Латинство откололось от Церкви и пало в бездну ересей и заблуждений, и лежит в них без всякой надежды восстания»[vi] Преп. Паисий Величковский.
«Одна только Церковь Православная Святая, Соборная и Апостольская. Другие, называющие себя церквами, это не церкви, а плевелы диавола среди пшеницы и скопища диавола" Преп. Лаврентий Черниговский.
«Папство подобно плоду, чья оболочка христианской церковности… распадается, чтобы открыть его антихристианскую сердцевину» Свт. Филарет (Дроздов).
«Римская церковь, так как не хранит свято соборных и апостольских постановлений, а уклонилась в нововведения и неправые мудрования, совсем не принадлежит к Единой, Святой и Апостольской Церкви»[vii] Преп. Амвросий Оптинский.
«Католики… отпали от Церкви Христовой... они явно идут против Христа и Его Церкви... не уважают постов, превращают догматы веры спасительные. Они не с нами, против нас и против Христа»[viii] Св. Прав. Иоанн Кронштадский.
«В истории человечества есть три главных случая падения: Адам, Иуда, папа ... папство со своей моралью является более чем арианством... догмат о непогрешимости папы является не только ересью, но и всеересью. Потому что ни одна из ересей не восставала в корне и настолько всеохватывающей против Богочеловека Христа и Его Церкви, как это сделал папизм со своей непогрешимостью папы-человека. Нет в этом никакого сомнения. Этот догмат является ересью ересей, беспрецедентное восстание против Иисуса Христа»[ix] Преп. Иустин Попович.
«Итак, если мы соединимся с латинянами, то мы будем отделены от Бога и подвергнемся вечному бесславию»[x] Свт. Геннадий Схоларий, Патриарх Константинопольский.
Мы видим, что представители православного народа – как граждане Отечества Небесного, так и наши с вами сограждане Отечества земного, - едины в своем определении латинства как ереси, а латинян как еретиков. С этим не согласен митрополит Иларион и его высокопоставленный патрон и покровитель, и не по какой иной причине, но потому, что православными христианами не являются и не исповедуют дерзновенно вместе с преподобным Викентием Леринским: «… всеми мерами надобно держаться того, во что верили повсюду, во что верили всегда, во что верили все: потому что то только в действительности и в собственном смысле есть вселенское, как показывает и само значение этого слова, что, сколько возможно, вообще все обнимает. А этому правилу мы будем, наконец, верны, только если будем следовать всеобщности, древности, согласию»[xi]
Итак надеюсь, что смог ответить на поставленный выше вопрос и что приверженность ереси экуменизма, церковный модернизм и филокатолицизм есть сознательный выбор и позиция как самого митрополита Илариона, так и всех остальных патриархийных экуменистов и модернистов вообще. Предположить же, что митрополит Иларион – интеллектуал и, как он сам о себе говорит, интеллигент, - не знаком со значением слова «предубеждение», невозможно.
[i] [Ιω. Καρμ?ρη, Τα Δογματικ? και Συμβολικ? Μνημε?α της Ορθοδ?ξου Καθολικ?ς Εκκλησ?ας, εν Αθ?ναις 195]
[ii] [Ιω. Καρμ?ρη, ενθ. σελ. 353-362]
[iii] [μετφρ : τους Λατ?νους δεν μπορο?ν ο?τε οι ?γγελοι να τους μετακιν?σουν, προσφ?ροντ?ς τους το φ?ρμακο στη ψευδο-δοξ?α (αντ?θετο της Ορθοδοξ?ας), εκδ?σεις Γρηγορ?ου Παλαμ? τ. 1 σ. 194].
[iv] [комментарии в 43 правило Святых Апостолов, Πηδ?λιον, εκδ. Ρηγ?πουλου, 1991, σελ. 55].
[v] (Διδαχ? Η?)
[vi] [Сочинения о знамении Честнаго, и Животворящаго Креста. Рк. БАМ. 13.1.24, гл. 11, л. 39, л. 88 об.]
[vii] (Собрания писем блаженной памяти оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к мирским особам., ч. 1. Сергиев Посад. 1913., стр. 231, 232, 235)
[viii] [Живой колос. Выписки из дневника 1907-1908 гг. СПб. 1909., стр. 4].
[ix] [ Ιουστ?νου Π?ποβιτς, ?νθρωπος και Θε?νθρωπος, Αθ?να, 19705, σ. 141-162].
[x] [ Δημητρακοπο?λου Ανδρ., Η Ιστορ?α του Σχ?σματος, εκδ. Τ?νος, 1996, σ. 89, 161].
[xi] Преп. Викентий Леринский «О вероизложениях вообще, или об общем характере православной догматики».