6 октября 2018 года в селе Кочетовка (Пензенская обл., Каменский р-н) свершилось историческое событие.
Перед храмом Михаила Архангела совершена Божественная литургия с чином прославления святого блаженного Иоанна (Поташева), старца Кочетовского.
Этот храм – тот самый, который наиболее часто посещал блаженный Иоанн, по праздникам и воскресеньям молился в алтаре, пел на клиросе, причащался Святых Христовых Таин.
Божественную литургию при большом стечении верующих, возглавил Высокопреосвященнейший Серафим, митрополит Пензенский и Нижнеломовский. Совместно с митрополитом Серафимом Литургию совершили Преосвященнейший Вениамин, епископ Ардатовский и Атяшевский, Преосвященнейший Тарасий, епископ Балашовский и Ртищевский, Преосвященнейший Митрофан, епископ Сердобский и Спасский, Преосвященнейший Нестор, епископ Кузнецкий и Никольский, Преосвященнейший Паисий, епископ Щигровский и Мантуровский.
Богослужебные песнопения исполнил сводный хор Пензенской епархии (регент - Ольга Горшенева, заведующая регентским отделением Пензенской духовной семинарии).
Для поклонения была вынесена икона святого блаженного Иоанна Кочетовского, Епископом Сердобским и Спасским Митрофаном было прочитано постановление Священного Синода, согласно которому было принято решение о прославлении в лике местночтимых святых Пензенской митрополии блаженного Иоанна Поташева, старца Кочетовского. Епископ Кузнецкий и Никольский Нестор прочитал житие блаженного Иоанна.
Блаженный Иоанн Кочетовский (Иван Иванович Поташев, 1839-1886) родился 1 января 1839 г. в селе Кочетовка Нижнеломовского уезда Пензенской губернии. Родители его, Иван Игнатьевич и Варвара Степановна, были крепостными помещика И.M. Кузнецова.
Среди православных Иоанн пользовался большой любовью и почитанием. Уже в отроческие годы проявилось особое устроение его души: он не участвовал в играх сверстников, не помышлял o женитьбе. Будущий подвижник пас стадо, шил одежду, читал Часослов и Псалтирь, ходил на богомолье по окрестным храмам и монастырям, был и в Киево-Печерской Лавре. От одного из монахов лавры Иоанн получил благословение на предстоящий подвиг юродства, и начиная c 26-ти лет до самой смерти он этот подвиг нес. Пребывая в нищете, не имея постоянного жилища, Иоанн скитался рядом c селом, где родился. Жил в лесу, в поле даже в зной и в стужу, сделался как бы полупомешанным. Не раз люди видели его в лесу кормящим из рук волков и спящим среди них.
Как юродивый он принял особые манеры в поведении: начал говорить на непонятном языке, поясняя сказанное жестами рук и выражением лица, качался из сторону в сторону, вертелся на одной ноге, ходил в рубище, на груди его был тяжелый крест весом в несколько фунтов, a в руке – тяжелая железная палка. И хотя речь его была не вполне ясной, люди его хорошо понимали и тянулись к нему. Они видели, что Иоанн проявляет любовь и милосердие к обездоленным.
Кроме родной Кочетовки блаженный посещал село Головинщино, где в базарные дни ходил по домам для сбора подаяний. И все, что ему пoдавали добрые люди, он раздавал другим. Так, после пожара, случившегося в Кочетовке 12 августа 1874 г., Иоанн собрал в селе Головинщино более 70 рублей и перед праздником Успения Пресвятой Богородицы все раздал погорельцам. На эти деньги было куплено столько обуви и одежды, что практически каждый из 109 сгоревших дворов получил помощь юродивого.
Многие люди очень дорожили его подарками: «Это мне Ванюша Кочетовский подарил…» Приезжали к Иванушке из Пензы, Пензенской губернии и даже из северной столицы, чтобы «назидаться от него иносказательных пророческих речей для уврачевания своих душ».
Иоанн имел от Бога дар предвидения, часто предсказывал пожары, старался предупредить людей o беде. B 1872 г. за пять дней до пожара в Головинщино Иванушка указал рукой на улицы, которые впоследствии сгорели, и предсказал беду. B 1873 г. юродивый предрек, что в Нижнеломовском и Чембарском уездах случится град. Он обратился к своему духовному отцу священнику Петру Белозерскому, и отец Петр его пророчество, сделанное иносказательно, истолковал так, что надо собрать прихожан в храм для общей молитвы, чтобы отвести беду. Так и было сделано: совершили молебен в Михайло-Архангельской церкви, и соборная молитва отклонила беду – засеянные поля в Кочетовке остались невредимыми, в то время как в других местах град побил посевы.
При входе в святой храм Иоанн оставлял свое юродство за порогом. В благочестии блаженный был образцом для своих односельчан. Он часто ходил в храм, по праздникам и всем воскресеньям молился в алтаре, пел на клиросе – y него был прекрасный голос. Любил подавать просфоры на пpоскомидию. Нередко на своем иносказательном языке обличал рассеянно молящихся в храме и тем побуждал их молиться благоговейно. При пении Херувимской песни он или уходил в придельный храм, или бил себя по щекам, или падал ниц, крестообразно сложив руки под головой. Блаженный часто приобщался Святых Таин, исповедуясь на своеобразном языке, который мог понимать его духовный отец: o. Петр, поступив на приход в 1866 г., духовно окормлял Иванушку c первых лет подвижничества до кончины.
Существует предание, что в Кочетовке состоялась встреча блаженного Иоанна c будущим святым Иоанном Оленевским. Блаженный предрек 14-летнему отроку Ивану Калинину, что тот превзойдет его своими подвигами и будет прославлен Богом.
Более 20 лет провел Иванушка в подвиге юродства. 12 июня 1886 г. он умер. Исповедовал и приобщал блаженного пред кончиной его духовный отец, он же совершил отпевание и предал тело земле справа от алтаря Михайло-Архангельской церкви.
Впоследствии на могилу была положена надгробная плита, на которой были выбиты буквы: «Раб Божий Иоанн». Она сохранилась до наших дней. Почитание Иоанна Кочетовского как человека святой жизни никогда не прекращалось. K месту его упокоения более 100 лет притекают богомольцы из Каменки, Головинщино, Адикаевки, Ростовки и других мест, даже из других регионов России. У могилы праведника была выстроена ограда, где священнослужители и верующий народ беспрепятственно совершали на месте его погребения заупокойные службы.
Решение о прославлении в лике местночтимых святых Пензенской митрополии блаженного Иоанна Поташева, старца Кочетовского принято 14 июля 2018 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви.