Священный Синод решительно осудил неканонические назначения, произведенные Константинопольским патриархатом. В нарушение канонической территории Московского Патриархата Константинополь в ответ на просьбу украинских раскольников представить им автокефалию, во-первых, удовлетворил данную просьбу, во-вторых, прислал двух своих «экзархов» - архиепископа Даниила Памфилийского (США) и Илариона, еп. Эдмонтонского (Канада). Священный Синод констатирует, что в этой связи ничего не остается, как предпринять ответные действия. А именно:
- объявить решительный протест в связи с таким назначением, являющим собой прямое нарушение канонов и, более того, посягательство на каноническую территорию Украинской Православной Церкви (заявление от 07.09.18);
- временно прекратить поминание при богослужении Варфоломея, патриарха константинопольского;
- приостановить совместное служение со всеми иерархами патриархата Константинополя;
- заморозить участие РПЦ во всех мероприятиях, в которых председательствуют (сопредседательствуют) иерархи Константинопольского патриархата.
В РПЦ подчеркивают: речь не идет об окончательном разрыве евхаристического общения. В частности, миряне-паломники, находящиеся на Святой Горе Афон, равно как и молящиеся в храмах Константинопольского патриархата, вправе принимать Св. Причащение.
Однако, как подчеркивает митрополит Иларион (куратор внешних связей столичного Патриархата), налицо грубейшее нарушение канонической территории Московского Патриархата. Владыка напомнил, что Киевская митрополия вернулась в Русскую Церковь в далеком 1686 году, что было подтверждено грамотой Дионисия Четвертого, Константинопольского Патриарха. К слову, ЦНЦ «Православная энциклопедия» разместила в открытом доступе документацию по вопросу воссоединения Киевской митрополии с РПЦ в 1678-1686 гг. (часть уже выверенных документов размещена в русской графике, часть – в оригинале).
Вопреки ссылкам на то, что Киевская митрополия была передана во временное управление Москве, что якобы следует из обязательства поминать константинопольского патриарха, то:
- это не свидетельство «временности» передачи, но дань уважения и общепринятая практика;
- и, даже если это не так, то 30-летний срок исковой давности по вопросам канонического права истек 270 лет назад.
Так что нет оснований для заявлений о том, что Украинская Церковь не выходила из-под юрисдикции Константинополя, и что он вправе в одностороннем порядке решать вопрос о предоставлении (непредставлении) ей автокефалии.
Более того, согласно Всеправославному решению, принятому в 1993 году, любая автокефалия может быть представлена лишь «с одобрения всех Поместных Православных Церквей», между тем как минимум предстоятели Иерусалимской, Грузинской, Китросской, Катеринской и Пталамонской, Элладской / Греческой, Украинской, Белорусской и даже Польской поместной церкви высказались в негативном ключе.
На брифинге, проведенном по итогам внеочередного собрания Синода, владыка Иларион напомнил об иной странице взаимоотношений РПЦ и Константинополя, имевшей место сто лет назад. Когда св. патриарх Тихон страдал в заточении, константинопольский патриарх поддерживал идею обновленцев, требовавших уничтожения Патриаршества. Владыка Иларион напомнил еще о паре ударов в спину, которые получала Русская Церковь «вместо братской помощи и солидарности», например, предоставление автокефалии Польской церкви и формирование своих финских и эстонских представительств – это тоже были земли, традиционно находившиеся в юрисдикции России.
Представление автокефалии легализует раскол, православные храмы на Украине будут отбирать у верующих, что вызовет протесты и неизбежные человеческие жертвы. Русская Православная Церковь призывает задуматься над тем, что в настоящее время решается судьба мирового Православия, проникнуться пониманием того, что каждый отвечает судьбу Церкви и вместе, на братском всеправославном обсуждении разрешить ситуацию на Украине.
Пока же во всех храмах Русской Православной Церкви за каждой Божественной литургией в сугубую ектению включаются следующие прошения:
Еще молимся Господу и Спасителю нашему о еже сохранити в единении и правоверии Церковь Православную во всем мире пребывающую и даровати ей мир и безмятежие, любовь и согласие, рцем вси, Господи, услыши и помилуй.
Еще молимся о еже благосердием и милостию призрети на Святую Церковь Православную и сохранити ю от разделений и расколов, от вражды и нестроений, да не умалится и не поколеблется единство ея, но да славится в ней Трисвятое имя Твое, рцем вси, Господи, услыши и помилуй.