С древнейших времён верующие почитают Матерь Господа нашего Иисуса Христа Пречистую Деву Марию дивными словами песнопения: «Заступница усердная рода христианского». «Всех скорбящих радость», «Взыскание погибших», «Споручница грешных», «Благодатное небо» – так чудно именовал православный люд особо почитаемые иконы Божией Матери. В этих названиях отразились не только благоговение и благодарность верующей души, но и любовь к людям Самой Пречистой, свидетельство Её непрестанного ходатайства перед Богом за человеческий род.
Нет на Русской земле уголка, где бы ни проявилась чудотворная сила от какой-либо иконы Богоматери. Иосифо-Волоколамский монастырь – не исключение. Именно здесь во второй половине XVI века была явлена икона Пресвятой Богородицы, которая стала именоваться Волоколамской, до ныне почитается она в стенах обители и является покровительницей всего Волоколамского края.
Искусствоведы однозначно сходятся во мнении, что образ был написан в начале семидесятых годов XVI века художником из круга царских мастеров и принадлежит к числу лучших произведений московского церковного искусства того времени.
История появления иконы в стенах монастыря удивительна и не похожа на хрестоматийные рассказы о прочих иконах Пресвятой Девы.
«Некий вельможа от палат царских был весьма славен и богат», – так начинается Сказание о принесении иконы Пречистой Богородицы в Иосифо-Волоколамский монастырь. «Имея великую веру к Богу, Пречистой Богородице и преподобному Иосифу… он дал обет, что воздвигнет в обители на Святых вратах каменную церковь во имя Сретения Владимирской иконы Пречистой Богородицы. И прежде основания церкви отправил в обитель храмовую икону Пречистой». Икона была принесена в монастырь 2 марта 1572 года, это был точный список с чудотворной Владимирской иконы, пребывавшей в Успенском соборе Московского кремля. По качеству написания копия не уступала оригиналу и была богато украшена драгоценными камнями, золотом, серебром и бисером. «Некий вельможа от палат царских» над главой Богоматери поместил необычайной красоты венец, «так что дивились все сиянию чудного того образа».
Кто же был этот «некий вельможа», заказавший специально для Иосифова монастыря столь драгоценную икону? Чуть ниже Сказание сообщает нам его имя: «Прежде названному вельможи Григорию, так чудно икону украсившему…» А исследователи церковных древностей установили, что им был Григорий Лукьянович Бельский, вошедший в историю России как Малюта Скуратов, глава опричнины.
* * *
Икона была написана «по образу и подобию» Владимирской иконы Божией Матери, её иконография требует особого, благоговейного внимания, образ очень чутко передаёт внутренний мир Пресвятой Девы, а многие исследователи проводят параллель между Владимирской иконой и иконой Святой Троицы преподобного Андрея Рублёва. Бездонная глубина взгляда Бога-Отца изображена на иконе Троицы, глубина, которая удивительно схожа с напряжённостью и таинственностью взгляда Богоматери. Излияние любви выражается в обоих образах одинаковым наклоном головы. Любовь Отца распинается; душу Богородицы пронзает боль о распятом Сыне. В иконе Троицы мы чувствуем тайну Божественной Любви, превосходящую не-смешение по естеству Бога с творением. Икона Пресвятой Девы являет взаимную нежность, близость, теснейшее соединение Божества с человечеством во Христе.
Сущность Церкви выражается в общении между Богом и человеком и в наивысшей степени это проявляется в тайне Воплощения, в полном ипостасном соединении Божественной и человеческой природ в Лице Господа Иисуса Христа. Почти все иконы Богоматери изображают Её с Младенцем Иисусом, являясь именно иконами Воплощения. С изумительным мастерством, хотя и чрезвычайно сдержанно, иконописец изображает на Владимирской иконе потрясающую взаимную любовь: Божественное человеколюбие, «безрассудную» любовь Бога к человеку и всеобъемлющий порыв человека в ответ на эту любовь. Здесь выражено превечное желание Бога стать человеком, чтобы человек стал причастником Божества.
* * *
На Волоколамской иконе лик Богоматери пронзительно скорбен. Боль сквозит во взоре Пречистой, будто грехи всего мира уже пронзают Её материнское сердце, она словно предчувствует, как человечество вознамерится снова и снова распинать Богомладенца Христа неверием, нераскаянностью, лживостью и жестокостью. Трагичность образа выражается и в цвете одежд Пречистой и Младенца, и в притемнённой живописи Их ликов, и в тёмно-зелёном фоне всей иконы. Левой рукой указывая на Своего Сына, Дева Мария даёт нам знать – радость покаяния, очищение души, жизнь с избытком – только в Нём, во Христе распятом.
На полях иконы изображены архангелы, склоняющиеся в ликующем славословии, а так же святые митрополиты Московские Пётр и Иона, и это – отличительная особенность Волоколамской иконы от прочих изображений Богоматери. Выбор этих покровителей Москвы не случаен, именно они в глазах москвичей XVI века были молитвенниками о безопасности стольного града при нашествиях иноплеменников. Храм в Иосифо-Волоколамском монастыре, для которого была написана икона, посвящался празднику Сретения Владимирской иконы, в этом событии воспоминается помощь Божией Матери во время нашествия на Русь татарского хана Тамерлана. Григорий Бельский (Малюта Скуратов) дал обет о строительстве храма и взял на это благословение Московского митрополита Кирилла в 1571 году, когда Москва была сожжена ханом Дивлет-Гиреем. Таким образом, будущий храм Волоколамского монастыря должен был служить молитвенной крепостью Пресвятой Богородицы, Её видимым ходатайством о безопасности северо-западных рубежей Московии во время Ливонской войны, на которую отправлялся Малюта, сопровождая Ивана Грозного. И храмовая икона была призвана стать центром выражения веры москвичей в заступничество Богородицы и Московских святителей Петра и Ионы.
* * *
…О покаянии Малюты Скуратова незадолго до его смерти, так же как и о его настоящем имени, известно немногим. Сказание повествует, что отправляя икону в монастырь, Григорий Бельский прилежно молился «со многою верою и со слезами об оставлении его грехов, просил по-христиански окончить свою жизнь, что и получил». Он погиб 1 января 1573 года как воин на поле брани – при взятии крепости Пайду (в семидесяти километрах от нынешнего Таллинна). Насколько правдивы слова Священного Писания: «Бог всем желает спастись и в разум истины прийти».
Икона, отправленная Малютой в обитель со слезами покаяния, в первый же день пребывания в монастыре прославилась чудотворением. От неё исцелился один из слуг Малюты, некий дьяк Пётр. Другой сопровождавший икону, пономарь Фёдор, видя это чудо, остался в обители и принял монашеский постриг…
* * *
На протяжении веков Волоколамская икона Божией Матери почиталась верующими, день принесения её в обитель стал праздничным в общецерковном календаре, и тысячи верующих столетие за столетием стекались к образу Всемилостивой, ища утешения, исцеления, вразумления и не были посрамлены в своём уповании. Находят православные христиане заступничество у Божией Матери и сейчас, правда, перед иным, современным списком Волоколамской иконы.
Подлинник XVI века был вывезен из обители в 1954 году. В 1959 году икона была отреставрирована В.Е. Брягиным и с того времени находится в собрании Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва в Москве. 16 марта 2007 года в обитель была привезена икона, написанная «в меру и подобие» древнего образа московским иконописцем С.И. Фоминым. Можно сказать, что новая икона получила своего рода благословение от древней: прежде чем она заняла место в соборном храме обители, её освящали в музее Андрея Рублёва и прикладывали к чудотворному образу XVI века.
* * *
И вновь перед иконой Пречистой Девы теплится лампада, вновь лик Богоматери озаряется мерцанием свечей, вновь Владычица Неба и земли ждёт нашего покаяния и с любовью принимает всех, взывающих к Ней о помощи. Вновь сотни верующих благодарственно исповедуют: «Заступница усердная рода христианского!..»
Сказание о принесении иконы Пречистой Богородицы Владимирской и чудо святого о дьяке Петре
(перевод со славянского)
Один вельможа, особо приближённый к царю, был весьма славен и богат. Имея искреннюю веру к Богу, Пречистой Богородице и преподобному Иосифу, он подавал щедрую милостыню игумену и братии и дал обет Пречистой Богородице, что воздвигнет в обители на Святых вратах каменную церковь во имя Сретения Владимирской иконы Пречистой Богородицы. И прежде основания церкви отправил в обитель храмовую икону Пречистой. Он украсил её золотом и серебром, бисером и многоценными камнями, чудными крестами, ожерельями и золотыми украшениями, а венец для иконы изготовили настолько необыкновенный, что дивились все, видевшие сияние этого чудного образа.
Был же образ написан по подобию и величеству чудотворной иконы Пречистой Богородицы, пребывающей в царствующем граде Москве, которую написал богогласный апостол и Евангелист Лука. Её принесли из города Владимира во время нашествия безбожного хана Темира Аксака, и пришествием своим она избавила град Москву и все страны христианские от нашествия, страха и пленения безбожного, от зловредного врага христианского – Темира Аксака.
Икона же, о которой наш сказ, хоть и не рукою Евангелиста Луки была написана, но всё же иконописцем от русской земли, изящным живописцем, и пребывала с ней благодать Божественная и сила Единого Родшегося Превечного Младенца Христа Бога нашего и Его Всенепорочной Матери. И, как говорит пророчество, что Сама Богородица (а если точнее – Сам Дух Святой) прорекла об иконе, когда святой всехвальный Евангелист Лука, написав образ и подобие этой иконы, принёс его к Самой Богородице ещё при жизни Её. Она, взглянув на икону, сказала:
«Благодать Моя с тобою».
Это пророчество и теперь сбывается и благодать с иконой доныне пребывает. Как и с первой чудотворной иконой, избавившей нас от чувственного и зловерного хана Темира Аксака и безбожных варваров, восставших на нас, но плененных невидимою силою – так избавила икона и царствующий град Москву, сохранила его и показала многие бесчисленные чудеса. И сейчас от последней чудотворной иконы и Пречистого Её образа все увидели подобное чудо: как избавила она не от осязаемого, но от мысленного и злоначального и многокозненного врага диавола и невидимых его стреляний, которыми он непрестанно воюет на человеческий, а наиболее на христианский род и на тех, кто живёт православно; день и ночь он борет и нас злыми помыслами и скверными делами. Именно так об иконе и было сказано.
Снова возвратимся к сказанному прежде, как икона была принесена в обитель Пречистой. Прежде упомянутый вельможа Григорий, настолько дивную икону украсивший и киот для неё изготовивший, повелел так же искусно вышить и пенены золотом и серебром, а с обеих сторон указал написать образы великих святителей всея Руси, чудотворцев святейших митрополитов Петра и Ионы. Эти святые ныне украшают и оберегают Русскую митрополию Святейшей Вселенской Церкви, среди Церкви сияют как светила, просвещают, сохраняют и укрепляют христоименитое множество православных христиан от различных ересей и вражеских наветов.
И молился он прилежно, с глубокой верой и со слезами об оставлении своих грехов и о том, чтобы ему по-христиански окончить жизнь, что и получил. И, желая исполнить свой обет, в лето 7080 (1572 г.) в 26 день февраля посылает Григорий этот чудотворный образ из местечка и своего села, из города, называющегося Вязёмы, в обитель Пречистой – Иосифов монастырь. Отправил он икону со священниками и клириками, со свечами и кадилами, богоугодно и благолепно, и они со страхом и верою шествовали и в пути пели благодарственные песнопения Пресвятой Богородице и возносили Ей молитвы.
Один из отправленных с чудотворной иконой, слуга Христолюбивого мужа Григория по имени Пётр, отправленный в монастырь против своего желания, идя долгим путём до обители, был одержим неверием и в уме принимал помышления неподобные, помыслы бесовские и хульные и укоризны на святое место и на основателя обители Пречистой преподобного старца Иосифа. И бесчинно говорил такие хульные слова, которые и не произносят во всеуслышание: якобы напрасно он идёт так далеко и ещё то, что даже не подобает говорить и писать. Эти помыслы он всю дорогу принимал в уме от мысленных врагов.
Когда в обители услышали, что необыкновенная икона приблизилась к монастырю на расстояние километра, там стали звонить во все колокола, а игумен обители Леонид, священники и вся братия, взяв честные кресты и святые иконы из соборной церкви Успения Пречистой Богородицы, пошли навстречу чудной иконе. Игумен и иеромонахи, диаконы, клирики и вся братия с подобающею честью, со свечами и каждением воспевали множество хвалебных песнопений Богородице, и не только иноки встретили чудотворную икону, но и множество мирских людей. И начали петь молебен, как это было заведено в обители. Был же воскресный день второй недели Великого поста, когда поются каноны Святой Живоначальной Троице и Благовещению Пресвятой Богородицы.
Все со многим умилением и слезами возносили молитву:
«Откуда пришло, о Владычица Богородица, к нам, смиренным и недостойным рабам Твоим, такое некрадомое сокровище и неоскудеваемое богатство? Откуда воссиял светозарный луч нам, во тьме уничижения пребывающим? Откуда Солнце Правды просветило нас, униженных? Откуда облистала заря и посетил нас Восток свыше и озарил сидящих во мраке унижения и поношения? Призри, Царица Владычица Всемилостивая, милостивным оком на нас, озлобленных, и познай наше недостоинство, и как Человеколюбивого Бога Матерь умилосердись о нас, милосердная Богородица, и избавь нас от злокозненного и древнего начальника злобы, супостата врага нашего и от всех видимых и невидимых чувственных и мысленных врагов. О Всенепорочная Владычица, покажи на нас, убогих, величие Твоей милости, ибо всё, что пожелаешь, можешь исполнить, и послушает Тебя Сын Твой и Бог наш. И прими, Госпожа Царица, нынешнее моление от нас, недостойных рабов Твоих, и умоли Сына Своего и Бога нашего даровать нам оставление грехов, да Твоими Материнскими молитвами получим милость. Ибо Ты наша надежда, стена и утверждение о Господе Боге нашем ныне и в бесконечные веки».
И так мы все, молясь и совершая молебен, зашли во Святые врата, направились к церкви и вошли через главный вход. А тот человек, Пётр, слуга Христолюбивого вельможи Григория, входя во святую соборную церковь Владычицы нашей Богородицы честного и славного Её Успения, в руках держал чудотворную Богородичную икону, в уме же своём имел неподобные и хульные помыслы на место и Дом Божией Матери.
Когда же вошли игумен со священниками и диаконами во святую церковь, два хора, объединившись, стали петь великую песнь и молитву Пречистой Богородице: «Владычице, прими молитвы рабов Своих и избавь нас от всякой нужды и печали» – и остальные слова молитвы до конца. И в этот момент человека того некоей Божественной невидимой силой отторгло от чудного образа и так сильно ударило головой о каменный помост и о железную церковную дверь, что начало изливаться много крови. Мы же все увидели и оцепенели, зря его безгласным, лежащего едва живого, словно мёртвого. Клирики, несшие чудную икону, – его товарищи – замерли и, будучи объяты великим страхом и видя страшное чудо, говорили «Господи, помилуй!» и стали просить игумена и братию, чтобы они помолились о лежащем и страдающем от нечистого духа. Потому что хульный и нечистый дух, живший в этом человеке и поучавший его неподобным и скверным хульным помыслам говорить на святое о Христе собранное стадо, наиболее же на начальника обители Пречистой Владычицы нашей Богородицы, не терпел благодати Святого Духа, пребывавшей в чудотворной иконе.
Игумен Леонид повелел благоговейным инокам взять чудотворную икону и поставить её посередине церкви около Царских врат. Он начал со всеми священниками, диаконами и клириками соборно служить молебен и просить Бога, Пречистую Богородицу и великих чудотворцев о Христолюбивом царе Великом князе Иване и благородных его чадах и о всём Христолюбивом воинстве, а так же о об этом человеке, лежащем и страдающем от нечистого духа, от хульного, укорительного и злого помышления на святую обитель Богородицы и на преподобного отца нашего игумена Иосифа. И милостью и человеколюбием человеколюбивого Бога и Пречистой и Всенепорочной Его Матери Владычицы нашей Богородицы, благодатной силой от чудотворного Её образа и молитвами преподобного старца Иосифа, начальника нашего, в тот час человек получил исцеление и поднялся здрав, славя и благодаря Бога и Пречистую Его Матерь. И припадая, обливал землю слезами, молился и, лобызая чудную икону, исповедовался от всего сердца и каялся в своём согрешении перед своими спутниками, как он вражеским советом принимал поношение, оскорбление и хулы, злые, скверные и неподобные помыслы на святое место и на преподобного старца. И вместо хулы воздавал великую похвалу и славу преподобному чудотворцу, и что, не скупясь, подаст богатую милостыню игумену и братии не только серебром, но и не пожалеет отдать свои дорогие одежды, чтобы молились о нём ко Всемогущему Богу и Пречистой Его Матери, да проститься ему бывшее согрешение.
Так же и товарищи его, получив великую пользу, с радостью пошли по домам, славя Бога, Пречистую Богородицу и преподобного чудотворца Иосифа. А один из них, свещеносец, то есть пономарь, именем Фёдор, видев преславное чудо от чудотворного образа, не стал возвращаться домой, а отрёкся от мира и стал иноком в обители Пречистой. Он был пострижен, в иночестве наречён Феодосием и до ныне пребывает в здравии, работает Богу, служит игумену и братии во всяком повиновении и покорности, как и обещал, во все дни своей жизни, благодаря Бога, Которому слава.
Источник: сайт Иосифо-Волоцкого монастыря.