Прежде чем рассказать о поездке на Сахалин в декабре, представлю рыбу, которую там ловил. Тип: хордовые. Класс: лучепёрые рыбы. Отряд: лососеобразные. Семейство: лососёвые. Род: гольцы. Вид: кунджа.
Летом кунджа заходит в сахалинские реки на нерест (чем и занимается там до сентября). По весне отправляется обратно в море, чтобы набраться сил для очередного икрометания. И вот именно зимой, с декабря по февраль, на сахалинских реках происходит активная ловля кунджи рыболовами-любителями (как и, в некоторой степени, рыболовами-промысловиками).
Ловля кунджи зимой на реках Сахалина – дело отнюдь не простое. Ведь в декабре средняя дневная температура здесь редко поднимается выше минус пятнадцати! Толщина льда при этом – около метра. А к февралю может достигнуть и полутора метров. Каково сверлить лунки в таком льду?! Но я сверлил (и этим согревался).
Орудие лова: зимнее удилище для вертикального блеснения. Леска на катушках – монофил (минимум 0,3 мм), либо плетёнка (0,16). Блёсны: длиной пять-семь сантиметров, цвет – от медного, и даже бронзового, до серебристого (в зависимости от погодных условий). Взмах удилищем равномерный и частый (это не даёт замёрзнуть воде в лунке). Подъём блесны производился на десять-пятнадцать сантиметров от дна. Иногда поднимали и выше, и там были поклёвки. Но чаще хватки происходили у самого дна. Удары кунджи жёсткие – словно за бревно цепляешься. И потом происходит самое интересное: кунджа сильно сопротивляется – кружит подо льдом, тянет вниз, потом, словно уставая, поддаётся рыбаку и смирно идёт вверх (при том, что глубина может быть и два метра, и двенадцать), потом опять упирается, натягивая леску. Борьба с ней может длиться и пять, и десять минут. Рыбаку при этом становится жарко, и он забывает, что на дворе – зима, и минус двадцать!
Как правило, вес выловленной кунджи не превышал два с половиной килограмма. Самая крупная попалась моему товарищу – её вес составил три килограмма двести грамм. А самая мелкая досталась именно мне – шестьсот грамм. Но именно она устроила долгое состязание, и мне казалось тогда, что на блесне сидел крокодил. Такие дела.