Раньше без русской печи не могли обойтись ни в одном доме — будь то кубанская мазанка или же уральская изба. И везде она была не просто источником тепла и пищи, а почти равноправным членом семьи: на печи рожали детей и умирали, по ней предсказывали погоду и гадали на Святки, она играла не последнюю роль в сватовских обрядах.
И уж точно ни одна сказка не обходилась без упоминания печи: и Емеля на ней верхом ездил, и Илья Муромец, прежде чем стать богатырем, 33 года на печи пролежал, и Баба-Яга любила отведать хорошо пропеченного доброго молодца. Словом, печь была центром жизни любого крестьянского дома.
Температура внутри горнила печи могла достигать 200 градусов. Это столько же, сколько в современной духовке!
В традиционных русских избах печь всегда стояла по центру. Как правило, высота до лежанки составляла примерно два с половиной аршина — это около 1,8 метров. Вскарабкаешься наверх и лежишь, кости греешь. Но не так легко будет залезть на самую большую в мире печь — она находится в Калужской области, в деревне Петрово. Ее длина — 9 метров, ширина — 6, а высота — 11 метров. Представьте печку с трехэтажный дом! В этой гигантской постройке находится Музей русской печи, где можно посмотреть на то, как устроена кормилица всей семьи, причем не только снаружи, но и внутри.
Строение традиционной русской печи всегда оставалось неизменным: подпечье, собственно печь и дымоход. Это три самые главные элементы печи. Считалось, что в подпечье, в самом нижнем ярусе, рядом с ухватами и мешками картошки, живет домовой. Чтобы хранитель домашнего порядка всегда был в хорошем настроении, ему время от времени оставляли ломоть хлеба. А на праздники домовому доставалось кое-что покрепче. Выше подпечья расположена топка. Ее еще называют горнилом. Здесь готовили пищу, мылись и лечились от простуды.
С первых дней жизни печь играла в жизни человека очень важную роль. И это не пустые слова. Бывали случаи, когда с помощью печки выхаживали недоношенных детей. Малыша заворачивали в тесто и клали в теплую печь. Дело в том, что температура и уровень влажности там являются оптимальными для новорожденного и помогают ему окрепнуть. Кстати, лечились не только печным теплом, но и золой — ее примешивали к еде, и получалось лекарство вроде современного активированного угля.
Кулинарные шедевры
Но в первую очередь русская печка, конечно же, кормила всю семью — в ней варили щи, жарили картошку, сушили грибы и ягоды, пекли хлеб и пироги. Причем готовили сразу на всю неделю вперед. За один раз можно было испечь до 60 килограммов хлеба! Через устье хозяйка с помощью лопаты клала тесто на «под» — кирпичи, которыми выложен вход в печь. Тут получались самые вкусные пироги — поводые. Температура внутри горнила могла достигать 200 градусов. Это столько же, сколько в современной духовке! Чтобы еда не пригорела, хозяйка следила за температурой с помощью муки. Она кидала в печь горстку и смотрела на ее цвет: если мука зазолотилась — температура для выпечки подходящая, а если почернела — значит, печь слишком горячая, и надо подождать, пока она немного остынет.
Обычно в средней полосе печь топили с середины октября и до апреля, пока на улице не становилось тепло. Для растопки печи использовали березовые, липовые, ольховые и еловые дрова, древесную щепу или уголь. В тех регионах, где дров было совсем мало (в тундре или в степи), в ход шли солома или бурьян, а также торф и кизяк — спрессованный и высушенный на солнце навоз. До середины XIX века трубы у русской печки не было, топили, как это тогда называлось, «по-черному» — весь дым шел не наружу, а внутрь дома. И нельзя сказать, что крестьяне от этого страдали. Наоборот, дым спасал их от оспы и чумы, потому что мешал распространению вируса. Да и тараканов в русской избе никогда не было. Эти незваные гости появились в крестьянских домах, только когда печь стали топить «по-белому».
Красавица писаная
Конечно же, русская печь не могла быть безликой — ее украшали всевозможными растительными орнаментами. Расписывали печку прямо по побелке, как правило, в красных и синих тонах. Хотя позже, когда в избе научились делать большие окна, и в комнатах стало светлее, печи стали красить в темные тона — коричневый и зеленый. Сверху ее украшали светлой декоративной отделкой. Краски готовили из натуральных компонентов — трав и корений, а замешивали на основе желтков куриных яиц. Для росписи мастера нередко использовали фигурные штампы, тоже приготовленные из съедобных материалов: картофеля, репы или свеклы. Довольно просто можно было получить изображение розы — достаточно разрезать пополам недозрелый кочан капусты, смазать краской на месте среза и прижать к плоскости печи. Кисточки для нанесения узоров делали из шерсти домашних животных, свиной щетины и гусиных перьев.
Говоря о традициях, связанных с печью, не стоит забывать, для многих она и по сей день является неотъемлемой частью быта. Несмотря на то, что на дворе уже XXI век, во многих деревнях по-прежнему дома обогреваются только печью. Конечно, выглядит она не так, как раньше, и в ней уже не моются и не выхаживают детей. Тем не менее, до сих пор самая вкусная выпечка получается только в настоящей печке. Даже за границей, где уже давно установилась мода на все русское, наша печь не осталась без внимания. Говорят, у одного из самых богатых людей планеты — Билла Гейтса — в столовой стоит настоящая русская печь, в которой для него готовят пироги. Так что можно говорить о том, что печь — это универсальное олицетворение домашнего очага, где бы она ни находилась.