Почти треть российского мороженого продается с нарушениями, и лишь три ванильных пломбира являются эталонными, выявила проверка продукции, представленной на прилавках магазинов
Автор:Катенева Юлия
Молочная отрасль и ее сегменты по-прежнему находятся под пристальным вниманием органов госнадзора. Организованная охота на кишечную палочку и пальмовое масло в молочной продукции была открыта в рамках совместной проверки Россельхознадзора, Роспотребнадзора и Роскачества молока, сливочного масла и творога. Ситуация оказалась не столь печальной, как ожидалось, информация о массовой фальсификации молочной продукции растительными жирами не подтвердилась.
Теперь очередь дошла и до мороженого, где рынок формируется исключительно отечественным производителем. Доля импорта здесь, по данным профучастников рынка, ничтожна – около 2-2,5%, - поэтому всю ответственность за качество этой продукции несут российские компании. И, несмотря на выявленные нарушения, здесь ситуация стабильна: на рынке много безопасного и качественного мороженого, успокоили в Роскачестве.
Ведомство закупило 34 наиболее популярных у россиян марок ванильного мороженого-пломбир и оценило образцы на предмет соответствия нормам качества и безопасности, включая наличие растительных жиров, антибиотиков, и др.
Как выяснилось, три торговые марки не только соблюли, но и опередили требования по качеству производимой продукции и могут претендовать на российский Знак качества. Это пломбиры "Русский холод", "Вологодский пломбир" и "Эскимос".
12 торговых марок допустили нарушения, как серьезные, так и не очень, отметили авторы тестирования. Два производителя попытались схитрить, добавив в состав растительные жиры, что недопустимо. "Это фальсификат", - возмутились в Роскачестве. Кроме того, гордое имя пломбира напрасно примерили два образца, содержание жира в которых составило 11,5%. Это сливочное мороженое, а не пломбир, указывают в Роскачестве.
Два производителя "забыли" указать на этикетке наличие крахмала в составе, а еще две торговые марки порадовали проверяющих кишечной палочкой. В одном из отобранных образцов обнаружены антибиотики тетрациклиновой группы, количество которых превышает нормы Технического регламента.
При этом в Роскачестве утешили: в исследованном мороженом не обнаружено пестицидов, тяжелых металлов, радионуклидов, ГМО и токсичных элементов. Также там не оказалось золотистого стафилококка, листерий, патогенных микроорганизмов, превышений по общему количеству бактерий.
Один пломбир не добрал по весу, из-за чего потребитель переплачивал 4,5 рубля, два продукта не соответствовали нормам кислотности, видимо, для их производства использовалось несвежее сырье.
"Обычно в подобных случаях эксперты оговариваются, что товар мог испортиться не на стадии выпуска в производство, а уже в процессе транспортировки, хранения и реализации, - указали в Роскачестве. - Однако в случае с мороженым это практически исключено: на всех этапах товаропроводящей цепи должен сохраняться определенный температурный режим. В противном случае этот продукт попросту растает. Поэтому с большой долей вероятности источник кишечной палочки в пломбире – антисанитарные условия на производстве или некачественное сырье".
Результаты экспертизы в очередной раз подтвердили рыночную истину: качественное – не значит, дорогое. Цена не гарантирует подлинность продукта: один из фальсифицированных пломбиров – далеко не самый дешевый из всех проверенных образцов, а самый дорогой пломбир даже не попал в пятерку лидеров.
По итогам тестирования были определены 9 победителей, которые и составили ТОП лучшего российского пломбира: "Русский холод" (Московская обл), "Вологодский пломбир" (Вологодская обл), "Эскимос" (Томская обл), "Купино" (Новосибирская обл) ,"Русский холод. СССР" (Московская обл) ," Spar" (Нижегородская обл), "Настоящий пломбир" (Нижегородская обл), "Иней" (Ставропольский край), "Фабрика грез" (Нижегородская обл).
При этом любимое мороженое президента Владимира Путина из Краснодарского края в десятку лидеров не попало: в структуре мороженого присутствуют очень мелкие кристаллы льда, отметили в Роскачестве. Кстати, рекламная кампания, организованная президентом производителю кубанского мороженого ИГ "Ренна" (т.м. "Коровка из Кореновки"), оказалась чрезвычайно успешной: по итогам 2017 года заняла 2-е место в России по продажам.
Ранее специалисты другой организации – Росконтроля - по итогам собственного исследования составили свой "черный список" мороженщиков. Исследователи также столкнулись с кишечной палочкой, недовесом и фальсификатом. Правда, и они оценили ситуацию на рынке как стабильную, отметив, что качество мороженого в России находится на высоком уровне.
"Коровка" Путина
Отметим, что стараниями президента Владимира Путина российское мороженое набирает популярность и на зарубежных рынках. За последние 10 лет объем экспорта этого продукта вырос в 1,5 раза, а основными потребителями отечественного лакомства являются Казахстан, Украина, а также Монголия и Китай. Кроме того, российское мороженое у появилось на рынках в Таиланда, Сенегала, Вьетнама, Австрии и Италии.
Причем, Поднебесная – новая и сложная бизнес-идея для российских мороженщиков. Тренд задал Владимир Путин еще в 2016 году, когда привез на саммит G20 в Китай мороженое российских производителей. В КНР отмечали растущий интерес к этой продукции, но и тут в дело вмешался фальсификат. На сей раз выпуск подделок наладили в самой Поднебесной, наклеивая марки приморских компаний.
В дело вмешались и валютные войны: экспорт мороженого в Китай из Приморья в 2017 году рухнул почти на 70%, в частности из-за падения курса юаня, отмечают эксперты. Что касается рынка фальсификата, то недобросовестные производители смогли сыграть на том, что китайские потребители даже не знают, какой вкус имеет российское оригинальное мороженое. Поэтому им легко продать некачественную подделку, отмечают экономисты.
"В Китае все мороженое практически в 100% случаев сделано из концентрата", - указала заведующая кафедрой маркетинга, коммерции и логистики ШЭМ ДВФУ Ирина Романова. Российское мороженое же ценится за молочный вкус, пусть отечественные товары и проигрывают известным брендам из-за того, что не имеют такой же эргономичной упаковки и не обладают таким же глубоким ассортиментом, цитирует эксперта ТАСС.
При этом на внутреннем рынке российским производителям приходится использовать маркетинговые ходы, удивляя потребителя новыми вкусами. Однако тут особо не размахнешься: российский покупатель традиционно предпочитает низкий ценовой сегмент. Профучастники рынка отмечают, что 30% любителей мороженого выбирают привычный вафельный стаканчик.
Кстати, именно хорошо знакомый потребителю вкус обеспечивает невысокую долю фальсификата мороженого на внутреннем рынке. Наших соотечественником не обмануть, они прекрасно отличат настоящий пломбир от молочного мороженого. На ностальгии по "тому самому мороженому из детства" и держится устойчивый спрос на любимое лакомство.