Комитет СФ по бюджету и финансовым рынкам провел предварительный анализ предложений по законодательному обеспечению деофшоризации экономики, которые будут рассмотрены 21 ноября на парламентских слушаниях в Совете Федерации.
«Экспертное сообщество, правоохранительные органы, Счетная палата предложили несколько тем для обсуждения, – отметил председатель Комитета СФ Сергей Рябухин. – Первая связана с возможностью введения прямого налога на проведение различных операций с офшорными компаниями. Подобная система принята в США и ряде других стран. В России подобное законодательство должно было быть разработано еще несколько лет назад, но этого сделано не было. Мы намерены исправить эту ситуацию».
Россия пришла к тому, что стоимость регистрации офшорной компании начинается от 15 000 рублей, при этом счет такой компании может быть открыт практически в любой стране мира, сказал Сергей Рябухин. «Получается, что подобные услуги доступны даже небольшим компаниям. Даже этот простой факт говорит о массовом использовании офшорных схем из-за неэффективности нормативно-правового регулирования, в том числе и международного».
Поэтому, по мнению председателя Комитета СФ, второе направление связано с ревизией всех соглашений об избежании двойного налогообложения. «У нас договоры с различными государствами сильно отличаются друг от друга даже в принципиальных моментах. По мнению Счетной палаты, которая в текущем году анализировала меры контроля за применением схем с участием офшорных компаний, часть этих соглашений является питательной средой для применения схем ухода от налогов. Ревизия договоров, анализ результатов их действия позволит понять, какие меры необходимо принять по корректировке международных соглашений и внутреннего законодательства. Мы предполагаем сформулировать соответствующее поручение Счетной палате».
Третье направление – интенсификация работы по заключению договоров с офшорными юрисдикциями об обмене налоговой информацией. Необходимо также ратифицировать уже подписанные аналогичные соглашения с государствами, которые не входят в офшорные зоны, указал сенатор.
«Это важно не только в тех случаях, когда есть непосредственная сделка между российской и офшорной компанией, но и в тех случаях, когда выстраивается «цепочка» сделок с компаниями из различных юрисдикций для ухода от налогов», – пояснил Сергей Рябухин.
По мнению парламентария, заслуживают самого тщательного изучения предложения правоохранительных органов по расширению оснований для уголовного наказания за налоговые преступления. «Сейчас в 199-й статье Уголовного кодекса есть только два основания: непредставление налоговой декларации или других обязательных документов налогового характера и предоставление заведомо ложных сведений о налогах».
Сенатор напомнил, что до 2003 года эта статья предусматривала наказания и за «иные способы» уклонения от налогов. «Формулировка была неконкретна, что породило злоупотребления, поэтому упоминание об «иных способах» было совершенно справедливо изъято из Уголовного кодекса. Но получилось так, что юридически наказуемых способов осталось всего два, хотя очевидно, что их значительно больше. Нам необходимо обсудить на парламентских слушаниях дополнения в Уголовный кодекс, чтобы, с одной стороны, эффективно пресекать попытки совершения налоговых преступлений, а с другой – обеспечить единое понимание закона следственными и судебными органами, то есть защитить наших предпринимателей от необоснованных претензий».