Московскiя Въдомости
16+
Фото с controlnoise.com

Игорь Семенихин: "Кислотные дожди" в радиоэфире

06 Августа 2012, 11:42 # / Новости / Культура / актуально / 1123.html

Как быстро меняется времена, как быстро меняется менталитет людей, особенно у нас в матушке-России, причем меняется не просто так, а его сознательно меняют под сладкую музыку. Давайте вспомним, например, что представляло собой, скажем, отечественное радио каких-нибудь десять с копейками лет назад.

 

Три  государственные программы плюс четвертая с классической музыкой на УКВ, где слушателям читали классические и современные пьесы, велись культурно-просветительские передачи для детей …Помните программу, которая называлась "В стране литературных героев". Еще "КОАП", "Клуб отважных капитанов", "Ваша версия?", конечно "Радионяня" - Ливенбук,  Лифшиц,  Михаил Литвинов, голос которого знал каждый малыш ("Здравствуй, дружок. Это я, сказочник. Сегодня я расскажу тебе сказку...). На радиостанции "Юность" целое поколение выросло нав "Молодежный канал". Читались  детские спектакли....В детстве, я  помню,  любил еще слушать радио спектакли по первой и третей программе всесоюзного радио. В каждом советском доме слушали родное радио через так называемые "трехпрограммные громкоговорители". А лишь отпетая элита имела дорогие радиолы, посредством которых можно было услышать Шостаковича по УКВ. Вот такая была жизнь.

 

Поэтому, как нетрудно догадаться, радио в нашей стране к концу 80-х почти никто не слушал. Люди переключились на магнитофоны и с наслаждением слушали джаз, рок (как русский, так и западный), Стравинского, «Мираж», « Ласковым маем» - все, что душа пожелает.

Между тем, история коммерческого радиовещания, к примеру, в США насчитывала к тому времени уже без малого семь десятков лет. Капитализм, потихоньку зарождавшийся на бескрайних российских просторах, приготовился наверстывать упущенное. Началась откровенная радиоагрессия против России.

 

К чему это я? – спросите вы… Отвечу. Намедни попалась мне на глаза выступление в сентябре 1942 года рейхсфюрера СС Гиммлера, где, сообщив высшим руководителям СС, что уже в будущем году завоевание России завершится, дал четкие инструкции. Как следует обращаться с русскими:

 

«Принципиальная линия для нас абсолютно ясна – этому народу не надо давать культуру. Если русские, украинцы, киргизы и т.д. научатся читать, писать и думать, это нам может повредить.  Было бы разумнее установить в каждой деревне, на каждой улице городов громкоговоритель, чтобы таким путем информировать людей о новостях… Преподавание географии должно ограничиваться сведениями типа: столица империи – Берлин. И пусть никому не приходит  в голову передавать покоренным народам сведения из их прежней истории. Передавать следует МУЗЫКУ И ЕЩЕ РАЗ МУЗЫКУ! ИБО ВЕСЕЛАЯ МУЗЫКА СПОСОБСТВУЕТ ПРИЛЕЖНОЙ РАБОТЕ! Главная миссия этих народов обслуживать нас экономически! Под веселую музыку!»

 

Интересная речь, не правда ли?

И вот  еще перед развалом СССР в 1990 году на свет в Росссит божий появляются "Европа Плюс" и "Радио Ностальжи" - первые ласточки пресловутого FM-вещания (т. е. работающие в верхнем диапазоне ультракоротких волн). Качества звука там такое, что лишних вопросов не возникает. Потом рождаются "Радио Максимум", "Радио Рокс" - как говорится, "рыбы ринулись косяками". Плодились FM'щики, пока хватало частот. Сейчас эти плотоядные радиощуки пытаются согнать с насиженных волн даже военных и милицию - чтобы еще больше расширить драгоценное пространство высококачественного звука. Он настолько хорош, что в его контексте все уважающие себя толстосумы судорожно размещают дорогостоящую рекламу.

Ну и чего? Казалось бы, все стало так прекрасно, что и рассуждать не о чем. Теперь вместо "Зарницы" и "Пионерской зорьки" любой гражданин России может без труда послушать любимые "Smoke On The Water" или "Гудбай, Америка" (хотя, на самом деле, правильнее было бы "здравствуй"...). Никакого шипения, никаких "непрослушивающихся тарелочек". На первый взгляд, налицо почти в одночасье воцарившаяся вселенная идеального саунда. Лежи и слушай.

Но, как, согласно легенде, сказал перед смертью один из лучших ректоров МГУ Рэм Хохлов, "все это не так просто". События развивались следующим образом. Поначалу в FM-диапазоне звучала почти исключительно западная музыка, уровень качества записи которой соответствовал стандартам элитного эфира. Отечественный слушатель, однако, со временем начал уставать от обилия "иноземного музона", звучащего изо всех углов. Появились первые ласточки российской рафинированной попсы: дебютные альбомы Алены Свиридовой и Леонида Агутина. И вот, в 1995 году создается первая FM-станция, ориентированная исключительно на родимую расейскую музыку: "Русское Радио". Жить ей первое время было очень тяжело: перед глазами сотрудников стоял страшный, мучительный вопрос: что давать в эфир. Кустарно записанный "русский рок", перегруженный по-достоевски мучительной проблематикой? (А слушатель-то хочет отдыха, комфорта...) Разухабистый блатняк про мурок и официанток без юбок? (Так ведь интеллигенция отвернется...) И вот так, между Сциллой цивилизации и Харибдой бескультурья, рождается пресловутый российский FM-формат. А понятие "формат", как известно, обозначает те убийственно непреодолимые рамки, в которых должна находиться музыка, звучащая на той или иной радиостанции. "Шаг в сторону - расстрел!"

Степан Строев, самый известный программный директор "Русского Радио", в свое время объяснял: "Понимаешь, старик, у нас есть одна-единственная сверхзадача. Чтобы практически любой человек тех или иных вкусов, оказавшийся в любую секунду на нашей волне, не захотел немедленно уйти на другую. Чтобы ни одна песня, звучащая в нашем эфире, не вызвала у него дискомфорт".

Это поначалу сугубо внутреннее правило FM-эфира вскоре неизбежно оказалось глубоко общеобязательным для всей инфраструктуры музыкального шоу-бизнеса России. Шутка ли: коммерческое радио! Главный способ раскрутиться для любого начинающего ансамбля! Прошло время, и стало ясно, что способ этот не просто главный, но и практически единственный.

Потому что любая молодая высокохудожественная рок-группа с первых же секунд своего существования с грустью выясняла: никаких способов оповестить людей о своем существовании у нее нет. Будь ты хоть трижды DEEP PURPLE! Ибо в эпоху, когда настоящая рок-музыка с большой буквы была в СССР под запретом, срабатывало так называемое "телефонное радио": узнав о концерте, скажем, "Високосного лета" (или ранней, "подпольной" "Машины времени"), все фанаты и меломаны бросались друг другу звонить: эй! все срочно бегите туда-то! только там и только для вас! где еще можно увидеть! И люди любили московские "Звуки му" и "Вежливый отказ", питерские "Джунгли", свердловские "Урфин Джус" и "Трек"... Яркую, необычную, живую, ни на что не похожую музыку. Не звучавшую, в противоположность Антонову и Леонтьеву, по радио. А тут ситуация вдруг резко изменилась.

Редкие "русские рокеры", у которых, по стечению обстоятельств, коммерческий потенциал преобладал над творческим началом, быстро почуяли конъюнктуру и выстроились в клин. АГАТА КРИСТИ, ЧИЖ И Ко, СПЛИН, МУМИЙ ТРОЛЛЬ... Был задан определенный стандарт. Так сказать, новая планка. "Русское Радио", хоть и осторожно относившееся к откровенному блатняку, но все же терпимое и даже благожелательное к замшелой классике советской эстрады, вскоре становится вчерашним днем. На коне оказывается ультрасовременный, поистине высоколобый брюнет в очках Миша Козырев. Будучи отжат из модного, но космополитичного "Радио Максимум", он в конце 1998 года становится главой самой, наверное, актуальной для современной российской рок-музыки FM-станции, получающей название "Наше Радио". Ее формат - это как бы молодой, стильный и дерзкий отечественный поп-рок. Если "Русское Радио" - это, условно скажем, наше музыкальное прошлое для староверов , то "Наше Радио" - это, напротив, условное «настоящее»  нашей молодежной музыки. За краеугольным МУМИЙ ТРОЛЛЕМ там тянутся столь же стильные и столь же предсказуемо-нетворческие: СМЫСЛОВЫЕ ГАЛЛЮЦИНАЦИИ, МУЛЬТFИЛЬМЫ, ТАНЦЫ МИНУС...

Так что эта странная аналогия очень символична. На закате СССР наша рок-музыка отчаянно сжигала себя в истовом стремлении слиться воедино с нервом агонизирующей в рамках умирающего Союза России. В тщетной надежде увидеть вместе с ней недостижимое романтическое будущее. Но будущее (наше и нашей музыки) быстро и трезво наступило, и оказалось вовсе не романтическим. Спокойно стригущим купоны. Рассчитаные фильтры  златоносных FM-форматов.

А теперь проведем маленький анализ состояния FM радио в Москве, например.

Из 50 московских FM-радиостанций 38 имеют преимущественно музыкальную концепцию с трансляцией исключительно  лёгкой музыки.
Да, в современной России радиорынок переживает не лучшие времена: рекламные бюджеты далеки от докризисных показателей, динамика роста слабее только у печатной периодики.
Однако в индустрии радио продолжается экстенсивный рост, она становится больше сама по себе, активно расширяется. Вещатели создают всеохватывающие федеральные сети. Ни в одной стране мира, кроме США, нет таких крупных федеральных сетей вещания, как в России с точки зрения охвата территории и количества городов. При этом растет вес федеральной рекламы в рекламных доходах радиостанций. Сегодня до 80 % доходов на рынке радио, как и 75 % аудитории, приходится на крупные холдинги.


Сейчас федеральная составляющая рекламы для радиохолдингов является определяющей. Крупные бренды приходят на радио. И чем более привлекательными, современными, инновационными, клиентоориентированными, прозрачными и дорогими по рекламе станут радиокомпании, тем скорее оставшиеся крупные игроки, которые сейчас являются основными драйверами роста доходов на ТВ, придут на радио.


Это важно, т.к. по прогнозам, в 2012 году сегодняшний отечественный рынок рекламы (13млрд.руб.) прибавит всего 13%, против 21% прошлого года. Соответственно, прогнозируется и снижение доли радио в общих расходах на рекламу - с 4,5% прошлого года до 4,2% в 2012 году.


Отдельный вопрос – контент. Это тоже вопрос выживаемости радио, как в традиционной среде, так и в новых платформах, в Интернете. Редки яркие личности и великие диджеи, подобные тем, что правили умами и сердцами в счастливые для радиовещания 90-е. Сегодняшнее информационное радио – это, за очень редким исключением, не журналистика. Основной контент нынешних радиостанций  - ВЕСЕЛАЯ МУЗЫКА!

 

Как приказывал  рейхсфюрер СС Гиммлер в 1942 году. Под веселую музыку так легко экономически обслуживать порабощающий нас Запад, не правда ли? То же самое происходит и с телевидением, где такое же засилье «веселой музычки», от  идиотски-юморных передач до откровенной эротики…

 

Культуру России сознательно губят, чтобы из наших людей сделать полных идиотов. И если этому не воспротивиться сейчас, завтра будет поздно!



 

Просмотров: 962



7527-й год от сотворения мира
2019-й год от Рождества Христова