Днем 31 марта, когда было очевидно, что результаты Владимира Зеленского уходят в стремительный отрыв нынешний президент Петр Порошенко решил заручиться поддержкой баптистов. В этот день он принял участие в воскресном богослужении в баптистском Храме мира, любви и единства. Это помпезное здание, воздвигнутое в элитном микрорайоне «Царское село» в Печерском районе Киева, изначально замышлялось Всеукраинским союзом евангельских христиан-баптистов (ВСО ЕХБ) как главный кафедральный собор страны, стоящий «в уровень» с православными и греко-католическими храмами. Его активным прихожанином является и секретарь Совета национальной обороны и безопасности Украины (СНБОУ) Александр Турчинов.
Собственно, как я уже ранее отмечал, Турчинов не является пастором, а проповеди, которые он регулярно читает уже не первый год в храме, у баптистов может произносить любой активный прихожанин.
Так было и в этот раз. После прочитанной Турчиновым проповеди микрофон был передан Порошенко, который, поприветствовав собравшихся традиционным для украинских христиан «Слава Иисусу Христу», поведал им, «что давно уже хотел послушать, как проповедует Александр Валентинович, но он такой скромный человек, не приглашал, и сегодня я пришел неприглашенным».
«Я увидел в этом храме столько светлых, добрых людей, — продолжил президент, — вижу, в этом храме есть Бог, это ощущается». Возможно, он сравнивал с впечатлениями от храмов других христианских конфессий Украины, но уточнять этот момент не стал. Вместо этого Порошенко уточнил, что среди собравшихся в элитном храме баптистов им ощущается «Господь, который так нужен сейчас Украине, которая проходит, возможно, важнейшее испытание в своей новейшей истории, и без Божьей помощи мы бы точно их не прошли». Очевидно, помощь потребуется и в дальнейшем, раз Порошенко все-таки пришел к ним.
По словам Порошенко, к Божьей помощи — через посредничество Турчинова, как можно понять из контекста его выступления, — он обращался и ранее: «Мы говорили с Александром Валентиновичем перед 5 сентября 2014 года, когда я сказал, что Господь не допустит, и мы подпишем Минские соглашения, и российские оккупационные войска будут остановлены. Мы с Александром Валентиновичем твердо верили в это, но были те, кто не верил. Господь продемонстрировал большую любовь к украинскому народу и большую любовь к нашей стране». И, очевидно, Порошенко с Турчиновым оказались в итоге правы, веря.
В этом выступлении особенно интересно идущее рефреном «мы с Александром Валентиновичем». Президент обычно склонен все заслуги приписывать себе одному, а тут не только делится ими с главой СНБОУ, но чуть ли не подчеркивает его важнейшую роль! Оцените, например, такое заявление Порошенко: «Могу сейчас сказать, что если бы все эти годы моим земным помощником не был такой верующий человек, как Александр Валентинович, такой видный патриот, такой мудрый политик, такой настоящий лидер нации, то многого бы вообще не получилось сделать!»
Рассказав, как он сам молился на коленях во время боев под Дебальцево, Порошенко упомянул про то, что «Господь даровал Украинской церкви томос об автокефалии, снявший ярмо Российской церкви с украинских православных» (безусловно, баптистам это было очень интересно), и, по сути, изложил свой девиз: «Когда меня спрашивали перед этим: господин президент, что делать?— я отвечал: нужно бороться и молиться».
В завершение президент поздравил «своего большого друга, великого государственного деятеля и настоящего украинца» Турчинова с днем рождения (передав со словами «Мы мужчинам цветы не дарим» огромный букет его супруге) и вручил присвоенную несколькими месяцами ранее главе СНБОУ высшую награду Украины — орден князя Ярослава Мудрого 5-й степени (для украинских государственных деятелей доступны лишь 4-я и 5-я степени ордена, первые три — лишь для президентов, глав правительств и парламентов, министров иностранных дел и послов иностранных государств).
В чем же смысл обращения Порошенко к «кровавому пастору»? Да, все протестанты, по соцопросам, составляют лишь 2% населения Украины, они расколоты на многочисленные деноминации и объединения, но среди них преобладают баптисты и пятидесятники, а их крупнейшие объединения сплотились в сентябре 2018 года вокруг Турчинова в общественную организацию «Всеукраинский Собор». Консервативные протестанты располагают своими мощными массмедиа (печатными, электронными, радио), их пасторы оказывают эффективное влияние на выбор своих прихожан.
Не менее важно и то, что среди баптистов и пятидесятников немало видных бизнесменов и политиков, в частности, вокруг Турчинова в «Батькивщине» еще 10 лет назад существовала целая мини-фракция в лице Александра Дубового, Виктора Уколова, Руслана Лукьянчука и Павла Унгуряна. Причем большинство из них были даже крещены тем же пастором и ходили в ту же церковь, что и будущий глава СНБОУ. Тесные связи все они поддерживают и сейчас.
Можно добавить и то, что именно баптисты и пятидесятники в 2014 году дали рекордное (даже по сравнению с Киевским патриархатом и греко-католиками) количество военных капелланов в ВСУ, Нацгвардию и добровольческие батальоны. И позиция проповедников важна для армии.
Что же касается упоминания томоса, то это никак не противоречит позиции «мы едины в вере в Бога», которую сейчас пытается продемонстрировать Порошенко. Многие помнят, что в 2004 году Джордж Буш-старший сумел выиграть крайне конкурентные выборы у харизматичного демократа Джорджа Керри именно потому, что говорил о своей любви к молитве и смог привлечь к себе на платформе консерватизма как католическое, так и протестантское (прежде всего) духовенство и верующих.
Другое дело, что агитационный ресурс томоса и Православной церкви Украины (ПЦУ) сейчас уже более-менее исчерпан. Логичным на этом фоне, помимо обращения к баптистам, выглядела бы и апелляция к Украинской греко-католической церкви, чьи богослужения президент (будучи православным) ранее также периодически посещал.