В честь столетия Приамурского Земского Собора в Москве 19 июня 2022 г. состоится конференция
Дорогие братья и сестры!
Сто лет назад в июле-августе 1922 года состоялось великое духовное событие – Приамурский Земский Собор во Владивостоке. Это яркое как лучи восходящего солнца событие произошло на востоке нашего Отечества, в Русском Приморье – на небольшом клочке Русской земли, оставшемся свободным от утверждавшейся в России новой антихристианской власти.
В тяжелейших духовных и политических условиях, когда Православная Русь и Церковь Христова претерпевали поругания от врагов Христа, когда в подвале Ипатьевского дома был зверски убит Помазанник Божий, а многие белые генералы, забыв о Присяге Государю, сражались уже не за Самодержавную Монархию, не за власть Помазанника Божьего, а за иные идеи и смыслы, часть Русского народа во главе с выдающимся Царским генералом Михаилом Константиновичем Дитерихсом, курировавшего расследование убийства Царской Семьи, высоко подняли монархическое знамя на берегу Тихого океана, на окраине Святой Руси.
Знаменитый Приамурский Собор, возглавляемый генералом Дитерихсом, единодушно провозгласил, что России быть Самодержавным государством во главе с Православным Царем Помазанником Божиим. Русский народ Промыслом Божиим в лице своих лучших сынов путем церковно-государственного Собора на берегу Тихого океана явил свой духовный и государственный выбор.
Уже на краю гибели старой Царской Руси, в отдаленном уголке земли Русской Собор сказал свое Слово. Он стал актом глубокого покаяния в предательстве Царя и Самодержавной России.
Приамурский Земский Собор – это духовный маяк для будущих поколений, живое обращение к нам, ныне живущим поколениям Русского народа и нашей молодежи.
В честь столетия Приамурского Земского Собора в Москве состоится конференция, на которой соберутся ведущие ученые-исследователи знаменитого события, журналисты, представители монархического движения, студенческая молодежь и православные патриоты Москвы, Санкт-Петербурга, Владивостока и других мест России.
Время и место проведения конференции: 19 июня 2022 года в 14.00. Москва, ул. Тверская, д. 1, Конференц-зал «Петровский» гостиницы «Националь».
Организаторы конференции:
- Русский Просветительский Фонд имени святителя Василия Великого
- Информационно-аналитическая служба «Русская народная линия»
- Центр церковно-государственных отношений «Берег Рус»
- Фонд патриарха Ермогена
- Международный фонд Славянской письменности и культуры.
Вступительное слово Бойко-Велигоко Василия Вадимовича
Дорогие братия и сестры. В этом году мы празднуем 100-летие Приамурского Земского Собора. Когда мы организовывали эту конференцию, оказалось, что мало кто среди православных, да и вообще среди русского народа, знает про этот Собор. Состоялся он на краю нашей благословенной Отчизны, в городе Владивостоке в далеком 1922 году, когда заканчивался активный горячий этап гражданской войны, и русские люди, уже разбросанные по всему земному шару, думали и молились Богу, чтобы Господь вразумил их, почему Российская православная держава, которая была одной из самых могущественных, если не самой могущественной на планете, распадается на части и оказывается в плену у большевиков-богоборцев. За что такое наказание русскому народу, да и всем народам, населявшим Российскую Империю?
Сейчас я не буду раскрывать темы докладов, которые у нас сегодня прозвучат, но отмечу, что белое движение, антибольшевистское, антибогоборческое движение — потерпело во многих случаях сокрушительное поражение. Юденич должен был взять Петроград. Деникин, как известно, уже подходил к Москве, разгромив Красную Армию под Орлом, Колчак тоже был близок к победе, но ни одна из белых армий, возглавляемая тем или иным полководцем, не одержала победу.
Да, Патриарх Тихон и Церковь в целом не благословляли гражданскую войну, но надо помнить, что Колчака - Верховного правителя России, Патриарх Тихон все-таки благословил на борьбу с большевиками. Да, может быть это не было особо публично, не было широко известно. Однако войска Колчака тоже потерпели поражение.
Осмысливая происходящие события многие русские люди во главе с епископом Нестором Камчатским пришли к совершенно правильному заключению, что идея непредрешенчества, которая была у белого движения — это не плодоносная идея, потому что все уже было предрешено Святой Троицей еще в предвечное время, что на Земле после жертвенного подвига Господа нашего Иисуса Христа действует одна Империя – один православный Царь, удерживающий от пришествия антихриста. И, если эта империя падет, то не за горами (хотя мы, конечно, не знаем точно, когда) пришествие антихриста. И предотвратить крушение и Российской Империи, и наступление последних для всего мира, уже антихристовых времен, может только восстановленная самодержавная монархия. И вот самая главная заслуга этого Земского Собора, состоявшегося в Приамурском крае — это идейное решение о восстановление самодержавной монархии в России.
Мы все заслушали приветствие дорогого нам митрополита Вениамина Владивостокского, находящегося ныне на покое, поэтому по нашему плану мы перейдем к докладам. И первое слово я хотел бы предоставить Андрею Николаевичу Печерскому, главному редактору газеты «Русь державная».
Программа конференции
Высокопреосвященный митрополит Вениамин (Пушкарь)
ОБРАЩЕНИЯ И ПРИВЕТСТВИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ВЕДУЩИХ ПОЛИТИКОВ РОССИИ К УЧАСТНИКАМ КОНФЕРЕНЦИИ
Печерский Андрей Николаевич, главный редактор газеты «Русь Державная»
Слово к участникам конференции о духе соборности и единства православных в настоящее время
Ананьина Галина Васильевна, Председатель правления Фонда Патриарха Гермогена и Женского патриотического общества, Президент Фонда развития художественной промышленности и ювелирного искусства, кандидат исторических наук.
Доклад: «Благословение Державной иконой Божьей Матери Приамурского Земского Собора»
Болотин Леонид Евгеньевич, Русский историк, журналист, общественный деятель. Исследователь вопросов Русского Самодержавия
Доклад: «Идеология документов Приамурского Земского Собора»
Романов Игорь Анатольевич, директор Центра церковно-государственных отношений «Берег Рус», доктор социологических наук.
Доклад: «Приамурский Земский Собор и современность»
Цветков Василий Жанович, профессор Института истории и политики МПГУ, доктор исторических наук. Автор трудов о Приамурском Земском Соборе и Белом движении в годы Гражданской войны
Доклад: «Приамурский Земский Собор и Приамурский Земский Край - последние этапы эволюции представительной власти в политическом курсе российского Белого движения» (дистанционно)
Степанов Анатолий Дмитриевич, Главный редактор портала «Русская народная линия», историк, публицист.
Доклад: «Шаг на пути к покаянию русского народа»
Лавров Владимир Михайлович, Доктор исторических наук, профессор Николо-Угрешской духовной семинарии.
Доклад: «Гражданская война как исторический феномен»
Шайрян Георгий Павлович, российский историк, юрист, один из ведущих российских исследователей духовных и правовых основ Русской государственности, адвокат Межрегиональной коллегии адвокатов, кандидат юридических наук, кандидат исторических наук.
Доклад: «Обирание Царя на Русское Царство: Приамурский Собор и генерал Дитерихс».
Бойко-Великий Василий Вадимович, Президент Русского Просветительного фонда имени святителя Василия Великого.
Доклад: «Генерал Михаил Дитерихс – руководитель Приамурского Земского Собора»
Прежде всего, я хотел сказать, что в перерыве ко мне подошла одна из слушательниц и сказала, что древний Иерусалим на самом деле находился не там, где ныне Иерусалим, а в дельте Волги. И очень обиделась, когда я сказал, что это не так и что это ересь. Но к сожалению, хочу еще раз сказать, что подобные утверждения исторические и не исторические, гуляют у нас широко, обретая все большую и большую силу. Может быть, дословно я не процитирую, но в Священном Писании сказано, что в последние времена (имеются ввиду те последние времена, когда уже будет рядом антихрист) человечество будет исполнено всякой лжи. И, если вы откроете интернет, то увидите реализацию этого пророчества Апокалипсиса. И разрушение Российской Империи, свержение Императора Николая II тоже было основано на лжи. То есть ложь, как известно, орудие врага рода человеческого и одним из главных орудий революции были средства массовой информации, которые изливали клевету на Царскую Семью. В основном это были газеты тогда, но и кино уже было. Не все знают, что кинотеатров в Российской Империи было больше тысячи и пленки быстро по местам доставлялись. Кино было достаточно примитивным, но киноиндустрия была уже вполне налажена. Всякая клевета на Царскую Семью, на Царский род вовсю лилась из этих средств массовой информации. И изобличение этой клеветы – один из важных элементов покаяния нашего народа. Именно этому, как я понимаю, был посвящен Приамурский Земский Собор: очищению от этой клеветы, от этих наслоений самой идеи Самодержавной монархии. Восстановить православную монархию тогда, конечно, было трудно. У Бога все возможно, но тогда, видимо, Господь попустил нести дальнейшие тяготы русскому народу для того, чтобы привести его к покаянию.
Как известно, народ древнего Израиля был в Вавилонском пленении 70 лет, примерно 72 года, как собственно и русский народ, народ Нового Израиля в XX веке. И я хотел отчасти возразить некоторым докладчикам, которые выступали до меня. Господин Цветков сказал, что атеисты пришли в Приморский край. К сожалению, в Приморский край на место земской рати пришли не атеисты, а пришли сатанисты. И это надо четко понимать, что коммунизм, марксизм, ленинизм – это не атеизм. Атеизм – это, когда человек не верит в какие-то мистические вещи, религиозные, а верит только в материю: что вижу — в то верю. Таких людей много и сейчас, как и раньше много было. А те люди, которые закрывают храмы, убивают священников и не просто закрывают, а разрушают храмы и свергают кресты – это не атеисты, это богоборцы, сатанисты. К сожалению, у нас до сих пор нет этого осознания в народе, иначе бы у нас не было Свердловской области, Ленинградской области, не было бы восстановления памятников Ленину в Мариуполе и других освобожденных областях Украины.
Один из докладчиков, по-моему, тоже Цветков, сказал, что генерал Михаил Дитерихс был поклонником начальника штаба Верховного Главнокомандующего генерал-адъютанта Алексеева, который предал Царя и был одним из главных виновников февральского переворота, начала революции. Наверное, действительно, господин Цветков прав в том, что был определенный период жизни генерала Дитерихса, когда он уважал Алексеева по рангу подчинения, но после революции Господь даровал Дитерихсу занять важнейшее место: он по поручению Верховного правителя России адмирала Колчака курировал расследование убийства Царской Семьи. Он достаточно подробно лично входил во все обстоятельства, хотя были периоды, когда он назначался начальником фронтов каких-то и выезжал из Екатеринбурга, и тогда вместо него кураторство брал его заместитель генерал-майор Домонтович. Но Михаил Дитерихс был полностью в курсе всех обстоятельств убийства Царской Семьи, которые устанавливало белое следствие, и сам принимал в следствии непосредственное активное участие.
Как уже здесь говорилось, он успел к лету 1922 года написать об этом книгу. Вот современное издание книги «Убийство Царской Семьи», она состоит из двух томов. В первом томе описываются обстоятельства этого убийства, уничтожение честных останков Царской Семьи, а во втором томе он уже духовным образом осмысливает то, что произошло, почему произошло, почему народ отвергся от Царя, элита прежде всего, и описывает духовный подвиг Государя.
Я не один раз прочитал эту книгу, вчера снова открыл ее и поразился, насколько слова Дитерихса актуальны. Он говорит именно о жертвенном подвиге Государя, о том, что он отдал себя практически для того, чтобы Россия жила, ради того, чтобы не было широкомасштабной гражданской войны. Понятно, что речь не шла о каком-то простом отречении, он с юридической точки зрения передавал власть брату Великому Князю Михаилу и в этом смысле власть к нему вернулась, потому что Великий Князь Михаил не принял корону. Жертвенный подвиг Государя заключался в том, что он не стал противиться и сделал все возможное, чтобы безпорядки в Петрограде прекратились, о чем и написал в дневнике, что «Слава Богу, безпорядки в Петербурге прекратились» и Россия может продолжать сражение с врагом как внешним, так и внутренним. Прекрасно знал Государь Император о внутренних врагах. Понятно, что генерал Дитерихс в этой книге опирался на те документы, которые были известны ему по печати, он не имел возможности работать с архивами, не имел возможности доступа ко многим документам и в этой книге приводится текст последнего Приказа Императора Николая Александровича по войскам, как главнокомандующего, датированного, по-моему, 8 марта. Дитерихс приводит тот текст, который распространил тот же самый генерал Алексеев и который приводили многие генералы в своих воспоминаниях. Видимо, текст был взят из чьих-то воспоминаний, которые тогда уже были опубликованы к лету 1922 года. Так вот, приказ такой Император действительно писал, собственноручно подписывал. Но в версии генерала Алексеева говорится о том, что Царь призывал войска быть верными Временному правительству, а в подлинном приказе этого нет. Этот рукописный приказ хранится в ГАРФе. Наш Русский Просветительный Фонд имени святого Василия Великого организовывал лет 5 назад его графологическую экспертизу, которая показала, что приказ написан лично Царем и подписан им. А вот в машинописном тексте, который тоже хранится в ГАРФе и, по-моему, он никем не подписан или заверен Алексеевым, там есть эта вставка, что Царь передает власть Временному правительству. И эта версия широко распространялась. Да, сам приказ ни в варианте Алексеева, ни в варианте подлинном не был официально распространен по армии. Временное правительство отказалось принимать власть из рук Царя, как предлагал Алексеев, с помощью фальшивок. Но из-за этой существовавшей фальшивки среди белого движения была уверенность, что Царь якобы передал Временному правительству. То же касается и Великого Князя Михаила Александровича. В той бумаге, которая была написана Набоковым, вторым лицом в кадетской партии, речь тоже идет о передаче власти Временному правительству, но это действие тоже совершенно незаконно, потому что Великому Князю Михаилу поставили выбор: либо все Романовы, находящиеся в Петрограде, в том числе и он сам, будут уничтожены, вот буквально завтра, не в переносном, а в прямом смысле, либо он подписывает эту бумагу. И понятно, что эта бумага никакого юридического действия не имеет, потому что он подписал ее под дулом сотен винтовок. Однако, ложь о том, что Царь отрекся и передал власть Временному правительству, была распространена в белом движении. А в истинном приказе Царь писал: верные войска, сражайтесь с врагом, которого вы знаете. То есть речь идет о Германии, Австро-Венгрии – о внешнем враге, и о внутреннем враге, о революционерах.
В остальном книга Михаила Дитерихса содержит уникальные исследования, которые актуальны и сейчас: уникальные сведения об обстоятельствах ритуального злодейского убийства Царской Семьи и ритуального уничтожения честных останков. Да, сейчас идет дискуссия в Церкви, некоторые, в том числе митрополит Иларион (Алфеев), в последние 10 месяцев заявлял, что якобы екатеринбургские останки являются царскими, но никаких доказательств он не приводил. Есть выводы церковной комиссии, опубликованные 2 февраля на сайте Патриархия.ру. Есть трехтомник Следственного Комитета, но, как показала заочная телевизионная дискуссия, которая проведена была Екатеринбургской епархией, сами телевизионщики признались, что вопрос, как минимум, далеко еще не выяснен. Вы можете посмотреть эту дискуссию, она выложена на телеграм-канале Екатеринбургской епархии и также на местном Youtube канале «Новости Шеремета Десять с половиной». Сегодня мы ждем исполнения всех решений Архиерейских Соборов 2016 и 2017 годов, постановивших опубликовать сами экспертизы, потому что до сегодняшнего дня ни одна из экспертиз, которые проводило современное следствие, в том числе историко-архивная, не опубликованы. Опубликован лишь единственный ответ: на 32-й вопрос историко-архивной экспертизы, еще как минимум 35 вопросов и ответы на них не опубликованы. А это очень важно для всей страны, даже не в свете монархической темы. Если Следственный Комитет РФ совершенно точно объявляет убийство Царской Семьи «преступлением века», то, конечно, об этом преступлении, касающемся каждого потомка граждан Российской Империи, которые живут сейчас не только в Российской Федерации, но и на территории Польши, Белоруссии, Украины, Прибалтики, Финляндии, Средней Азии, Казахстана, Армении, Грузии, Азербайджана. Предки большинства граждан этих стран приносили присягу — служить Императору Всероссийскому до последней капли крови. Конечно, публикация всех ста томов следственного дела является совершенно насущной, актуальной темой. Вот эта книга Михаила Дитерихса издана в 2006 году, не кем-нибудь, не каким-то коммерческим издательством, а Издательским советом Русской Православной Церкви Московского Патриархата. То есть, как сейчас говорят, она получила гриф, одобрена Церковью. Генерал Дитерихс подробно, со всеми обстоятельствами, описывает именно ритуальный характер убийства Царской Семьи и сожжения их честных останков.
Наверное, большинство из вас знает, что наш фонд в 2021 году провел серию криминалистических экспериментов, которые подтвердили результаты следствия Николая Соколова, в том числе и те результаты, которые изложены в этой книге. Генерал Дитерихс в своей книге признается, что само участие в расследовании убийства Царской Семьи духовно переродило его, он получил очень многое, исследуя эту тему и явно имея помощь Царственных мучеников. Совершенно не случайно, что гражданская война, активный ее период завершается в нашей стране тем, что возглавляет Приамурский Земский Собор, который призывает к возрождению самодержавной монархии, именно тот генерал, который сам занимался, курировал расследование обстоятельств убийства Царской Семьи.
Я обещал ответить на некоторые вопросы, которые здесь задавали другим докладчикам. Почему не спасли Царскую Семью? Ведь, казалось бы, было много монархистов, в том числе генерал Дитерихс, генералов с оружием, с войсками. Однако обстановка после февральского переворота 1917 года была уже совершенно не допускающая какое-либо спасение Царской Семьи. Увы, элиты и народ пали настолько, что освободить Царя и Семью было практически невозможно. Это иллюзия, что Временное правительство было каким-то демократическим правительством. Это была абсолютная масонская диктатура, притом военная, со всеми элементами военной диктатуры. Диктаторов, может быть, было, условно говоря, несколько, потом остался один Керенский, но это была жесткая диктатура. В качестве примера, приведу судьбу генерала Василия Гурко – известного генерала, который замещал Алексеева, когда тот с ноября 1916 года болел и лечился в Крыму, и вернулся на фронт, в Ставку Верховного главнокомандующего только в начале февраля 1917 года. Все это время его место занимал именно Василий Гурко, командующий к тому же гвардейской армией, то есть вся гвардия Царская подчинялась Василию Гурко. И именно Василию Гурко Царь отдавал приказы в ноябре и декабре 1916 года — вернуть гвардейские части с фронта в Петроград, потому что уже было видно, что могут быть волнения. Царь трижды отдавал этот приказ, и действительно, некоторые части двинулись в сторону Петрограда, но дошел до города только один гвардейский экипаж во главе с Великим Князем Кириллом Владимировичем. Остальные части генералы-заговорщики, в том числе Василий Гурко, который был среди них, не допустили до Петрограда. Они имитировали движение частей гвардейских с фронта, выводили их с фронта, расформировывали, сажали в поезда, а потом высаживали из поездов. И Царю докладывали, что солдаты, гвардейцы устали, требуется отдых, дайте Ваше Величество, еще немного времени. А на самом деле шло просто расформирование гвардейских частей.
Мой дед Василий Устинович Бойко служил в первом эскадроне Конногвардейского полка (он прошел всю войну, был несколько раз награжден) и, поднимая документы этого полка в Подольском военном архиве, мы увидели, что в январе 1917 года его эскадрон был почти полностью расформирован, а его самого перевели в какую-то там негвардейскую дивизию вместе с другими гвардейцами. Это конкретный пример разрушения Царской гвардии.
А что же генерал Василий Гурко? Он сделал очень многое для февральского переворота, и практически обезпечил его тем, что не вывел гвардейские части с фронта в Петроград, потому что если бы хотя бы один из гвардейских полков (Семеновский, Преображенский, Конногвардейский) был в полном составе в Петрограде, никакой революции там бы не случилось, так как гвардейцы быстро бы подавили этот бунт. Так вот, генерал Василий Гурко спустя всего лишь 3-3,5 месяца после переворота, в июле 1917 года пишет письмо Царю, письмо очень сочувственное, о том, что он сочувствует Царю и тому, что Царская Семья заключены под домашний арест в Александровском дворце. И Гурко пытается каким-то образом передать это письмо через каких-то слуг, которых достаточно много еще было у Царя, и они могли пройти, пронести это письмо, отдать его Царю. Никакого практического смысла это письмо не имело, никакого спасения не обещало, там просто было человеческое сочувствие и, возможно, просто Василия Гурко мучало, что он был причастен к тому, что Царь оказался под домашним арестом. Однако это письмо перехватывается какими-то агентами Временного правительства, после этого генерала Василий Гурко снимают со всех должностей и сажают в тюрьму. За простое письмо с выражением сочувствия, не более того! Правда, идет следствие, которое выясняет, что действительно, Василий Гурко никаких действий для освобождения Царской Семьи не предпринимал, просто написал сочувственное письмо. После того, как следствие в сентябре 1917 года заканчивается и после корниловского мятежа, Гурко просто высылают из России за границу, не найдя в чем его обвинить и в связи с заслугами перед Временным правительством. И дальше, всю свою оставшуюся жизнь он живет в эмиграции в Италии.
Это была попытка выразить сочувствие Царю, что говорить о том, если была бы реальная попытка освободить Царскую Семью в Царском Селе или в Тобольске! Всех участников открыли бы и уничтожили очень быстро, даже Временное правительство, не говоря о большевиках, всех бы участников убило. Попытки были, были какие-то подходы, генералы какие-то, полковники, капитаны организовывали, ездили, но они действовали очень аккуратно, потому что любой просчет мог бы отразиться на жизни и судьбе Царской Семьи. Это известно, и Соколов пишет, что зять Григория Ефимовича Распутина, муж его дочери Матрены, он там какие-то действия предпринимал. Соколов его обвиняет в том, что он тоже был на стороне Временного правительства. Но я думаю, что он просто, понимая ситуацию, был не в состоянии что-то сделать.
Поэтому Россия пала и пала она очень серьезно. Иллюзия и самонадеянность пытаться упрекнуть наших предков, что они не освободили Царя. Все монархические партии были запрещены.
Также я не согласен с господином Лавровым, что были выбраны члены Учредительного собрания демократическим путем. Ничего там демократического не было. К выборам были допущены только революционные партии, никаких монархических партий и монархических деятелей к выборам не было допущено. Поэтому никакой демократии там и в помине не было. И выборы в члены Учредительного собрания, в этом смысле, фальсифицированы и незаконны. Поэтому, тем более, кажется чудом Божиим, что несмотря на такие гонения, а они были и в Белой армии, начало происходить духовное перерождение и во Владивостоке в 1922 году собрался-таки Приамурский Земский Собор, который сумел в духовном смысле переломить ситуацию в тот момент и провозгласить возвращение монархии и не уничтожили его сразу эсеры или еще кто-то, не большевики даже, а другие революционеры. И в этом, конечно, заслуга и генерала Михаила Дитерихса, в этом и чудо покровительства Царственных мучеников, которые несомненно были с ним.
Еще один вопрос здесь задавали: как соотнести сегодняшние наши события с этой исторической данностью. Вот Татьяна Боровикова, в частности, задала вопрос. Как соотнести историю с современностью? Мы и проводим исторические конференции, чтобы каждый для себя осознал где правда, где ложь, где истина. Истина, несомненно, находится в Церкви. У нас принято ругать разных церковных деятелей, епископов, архиереев, священников, которые что-то где-то не так говорят. А если посмотреть с другой стороны — до сих пор Истина хранится в нашей Православной Церкви и в ее части, Поместной Русской Православной Церкви Церкви Московского Патриархата, которая до сих пор, если взять такой простой пример, не признала екатеринбургские останки Царскими. А когда год назад 17 июня 2021года вновь было принято решение о вынесении этого вопроса на Архиерейский Собор, Синод не побоялся выразить благодарность всем исследователям этого вопроса, подчеркиваю, всем: как соглашающимся, так и не соглашающимся с современным следствием, благодарность за их труды по исследованию убийства Царской Семьи.
Поэтому важно нам всем быть верными чадами Православной Церкви, молиться и уповать на Господа. Один очень близкий мне человек недавно спросил меня: вот ты много знаешь, в том числе историю, экономику, но скажи, как же это может быть. Что должно произойти, чтобы все-таки это тяжелое испытание превратилось в очищение как России, так и Украины. Каким образом произойдет возрождение, воскресение? Я честно говорю, что не знаю как это произойдет, но это точно не произойдет, если мы будем теплохладными, если мы не будем изучать нашу историю, не будем делать выводы и не будем помогать нашим воинам в борьбе за справедливость. Мы, конечно, должны желать мира, но мира справедливого.
Как происходит крещение человека? К человеку спускается Ангел. Просто Господь дает этого Ангела при крещении. Господь может все. В короткий момент человека и целый народ вознести от самого низа до самого верха, но не делает это. Иногда делает, иногда не делает для нашей же пользы. Значит, не полезно нам еще иметь монархию, не заслужили мы, не покаялись и будем еще страдать и будем мучиться, пока народ не осознает. Я это так понимаю.
Спасибо.
Вопросы.
Федоров Олег Анатольевич, Московская область: прежде всего я хотел бы поблагодарить организаторов: Вас, Василий Вадимович, Галина Васильевна, Игорь Анатольевич, Анатолий Дмитриевич, очень полезная, очень познавательная конференция. Мой вопрос отчасти оценочного характера: с одной стороны, генерал Дитерихс – руководитель Собора, с другой стороны, как было сказано в докладе Леонида Евгеньевича Болотина, он не подписал итоговые документы, что само по себе странно. При этом мы знаем, и в Вашем докладе это прозвучало, что он был руководителем следствия.
В.В. Бойко-Великий: куратором.
О.А. Федоров: да, куратором следствия, то есть был в курсе дел.
В.В. Бойко-Великий: руководителем был Верховный правитель Колчак, после него Дитерихс, а непосредственно следствием занимался Николай Соколов, до него Игорь Сергеев, до него Алексей Наметкин. Потом были еще прокуроры, целая группа из 8 прокуроров екатеринбургских, пермских, которые тоже курировали следствие, с точки зрения законодательства, и они участвовали в следственных действиях.
О.А. Федоров: можно ли предположить, что обладая всей полнотой о результатах следствия в Екатеринбурге, он так и поступил, то есть не подписал документы Собора, в которых подтверждается самодержавная монархия, в котором обращение к действующей Императрице Марии Федоровне и Великому Князю Николаю Николаевичу с предложением назначить, выбрать человека в Приамурье? Мы же прекрасно понимаем, что даже обладая всей полнотой данных по следствию, сказать тогда. Что что-то было не так, сказать было невозможно. Вы сами подтвердили, что тут же последовали бы поиски, репрессии и т.д.
В.В. Бойко-Великий: нет, в 1922 году возможно. Вот как раз в Приамурском Земском Соборе все было возможно. Я хочу сказать, что Леонид Евгеньевич Болотин в своем докладе как раз и указывает на те моменты, почему Дитерихс не подписал это постановление. Если бы он был не согласен в принципе с решением Собора, он просто уехал бы в Харбин раньше и не возглавлял бы земскую рать. Поэтому с основными положениями он, конечно, был согласен, но он не был согласен, может быть, с какими-то деталями, о которых как раз говорил в своем докладе Леонид Евгеньевич Болотин.
А.Д. Степанов: а как Вы относитесь к бандеровской декоммунизации, ведь что мы на Украине наблюдали, на Малороссии? Что бандеровцы сносят памятники Ленину, защитники русского мира собираются у памятников в защиту памятника. Как же нам христианам там к этому относиться? Вы тоже говорите, что надо памятники Ленину сносить и не возвращать их. Мы с кем?
В.В. Бойко-Великий: до всяких бандеровцев, еще где-то в 2010 году в славном подмосковном городе Руза снесли 5 памятников Ленина, никакие не бандеровцы, местные жители. Снесли сначала один памятник, дернули на металлическом тросе — и он развалился. Местные власти нашли где-то на складе другой памятник Ленина, поставили. Прошел месяц, опять голову ему снесли. Местные власти нашли третий памятник –поставили. У него отбили нос, руки, крепкий был какой-то. Через 3 месяца опять разбили. В результате поставили патрульную машину полицейскую, которая круглосуточно дежурила у этого памятника, натыкали видеокамер, и когда 6-й раз попытались, началась погоня и народ отстал от этой темы. Это никакие не бандеровцы, это наши русские люди. Вот так я отношусь к этому. Также, если посмотреть по многим городам России, то еще в 1990-х годах около половины памятников Ленину по России были уничтожены.
Еще вспоминается, больше 10 лет назад мы с семьей поехали на родину святителя Спиридона Тримифунтского – покровителя сельского хозяйства и нашего агрохолдинга. Город, где он служил, находится на территории Северного Кипра и в принципе там уже было разрешено проехать из Кипра в этот турецкий Северный Кипр, но все-равно было страшно. Это какая-то фантасмагорическая территория, в настоящем Кипре все живо, а когда переезжаешь, там все мертво, то есть дороги есть, но на тебя смотрят как будто хотят в тебя выстрелить, то ли думают ты в него выстрелишь. Там живут не киприоты, а турки, переселенные с континентальной Турции и названия на картах другие. Мы долго ездили искали Тримифунт. Едешь по деревням, половина деревни разрушена, половина новая уже и в ней живут турки. И у них в каждом городке стоит бюст Ататюрка! Я думаю: что же мне это так напоминает? Это совершенное язычество! Ататюрк отделил ислам от государства, но зато в каждой деревне, где три дома, стоит бюст Ататюрка и пионеры турецкие возлагают к нему цветы. На территории храма, где Спиридон Тримифунтский жил и молился, — турецкая воинская часть. Мы приехали на машине с кипрскими номерами, то есть сразу видно, что чужая машина. Когда мы подошли молиться к храму, встали не очень близко и начали читать акафист, там сразу взвод солдат наизготовку с автоматами на нас. Ну что же, дочитали акафист...
Мужчина из зала: правда ли, что адмирал Колчак шел восстанавливать престол дома Романовых. В книге я читал, что он изменил свое мнение об Императоре после личного знакомства с ним, клевету всю отверг.
В.В. Бойко-Великий: Адмирал Колчак был единственным из командующих на уровне фронтов, кто не присылал какие-то телеграммы Царю с просьбой об отречении. Это первое.
Второе, здесь говорилось, что все белые генералы занимали непредрешенческую позицию, то есть это они говорили о том, что сначала мы победим большевиков, потом будем решать какое будет правление: республика или конституционная монархия или Самодержавие. Поэтому в некотором смысле да, возможно, он шел к восстановлению самодержавной монархии. Тем более, что тоже есть сведения о том, что в процессе расследования убийства Царской Семьи, Колчак получал всю информацию от генерала Дитерихса и от следствия, разными путями он получал, он понимал, что произошло, понимал, что главная причина убийства Царской Семьи – это борьба мировых антихристианских сил. И он сам по себе тоже изменился в сторону монархизма. Об этом пишет Сергей Фомин и многие другие историки. Спасибо.
Большаков Владимир Ильич, Русский философ и социолог, доктор философских наук, профессор, общественный деятель, просветитель.
Доклад: «Земский Собор - путь преодоления Смуты»
Кузенков Павел Владимирович, российский историк-византинист, кандидат исторических наук.
Доклад: «О легитимности ликвидации монархии в свете Приамурского Земского Собора»
Дворцов Василий Владимирович, Заместитель председателя Правления – генеральный директор Союза писателей России.
Доклад: «Монархизм русской поэзии»
Ранко Гойкович, Переводчик и юридический консультант по русскому языку, православный публицист, председатель «Русского Собрания в Сербии», генеральный секретарь «Общесербского славянского движения» (г. Белград, Сербия)
Доклад: «Как Сербская Церковь защищала промонархические решения русских соборов» (дистанционно)
Чернавский Александр Федорович, начальник "Войсковой Православной Миссии", руководитель Общественной организации "Православная миссия по возрождению духовных ценностей русского народа"
Доклад: «Столетний наказ Приамурского Земского собора (Общинная и соборная самоорганизация -мобилизационный ресурс русского народа)»
Князев Марк Андреевич, историк, историк, аспирант Нижегородского государственного университета
Доклад: «Историософия М.К. Дитерихса и его взгляды на прошлое и будущее России (к столетию выхода книги «Убийство Царской семьи и членов Дома Романовых на Урале»)»
Друзь Игорь Михайлович
Внеплановая реплика.
Семенко Владимир Петрович, Писатель и журналист, главный редактор информационно-аналитического портала о религии "Аминь. SU".
Доклад: «О монархизме истинном и ложном».