Священник Павел Буров, клирик храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Калитниковском кладбище города Москвы, уже знаком читателям «ПК». Его имя не раз упоминалось в публикациях о патриотических мероприятиях, а в №8 (176) батюшка рассказал о своем духовном пути и соблазнах уклонения в раскол. Недавно мы вновь встретились с отцом Павлом и записали его душеполезное слово на тему Монархии.
Прошло 100-летие Русской Голгофы, и пришло время жатвы. Выучили ли мы уроки истории? Будет ли еще время на осознание? Есть время разбрасывать камни и время собирать их (см.: Еккл. 3, 5). Все надо делать вовремя...
Есть законы физические и есть духовные. У Святых Отцов сказано, что прощение преподается сердцу кающемуся. Как можно прощать человека, который не понял своих ошибок, не собирается каяться, менять ситуацию? К примеру, на скамье подсудимых сидит Чикатило, а какой-нибудь человек за него плачет: простите, отпустите. Простили, отпустили, а он пошел дальше злодействовать. Разве так нужно перед Богом?! Попрать все и вся и ждать каких-то перемен к лучшему?
Вот и у нас до сих пор нет всецерковного понимания преступления передбогоустановленной Царской властью, нет осознания предательства Царя. Ведь оно совершено было в том числе нашим священноначалием.
Задумайтесь, 19 февраля 1917 года, на Торжество Православия, архиереи во всех храмах пели: «Помышляющим, яко православнии Государи возводятся на престолы не по особливому о них Божию благоволению, и при помазании дарования Святаго Духа к прохождению великаго сего звания в них не изливаются, и тако дерзающим противу их на бунт и измену, Анафема». А 4 марта во время заседания Синода те же иерархи во главе с новым обер-прокурором Львовым сотворили те самые «бунт и измену» – провозгласили «свободу Церкви», вынесли императорское кресло. Потом заменили молитвы о Царе молитвами о «благоверном Временном правительстве», также попадающем под анафему, и «благословили» присягать этим масонам. Это же факт! Кто в этом каялся?
Людей никто не освобождал от присяги законному Помазаннику Божию, которую каждый гражданин Российской Империи давал в то время. Не говоря уже о клятве 1613 года, по поводу которой некоторые в наше время утверждают, что она не имеет силы, т. к. была произнесена на Земском, а не Архиерейском Соборе. Как будто там архиереев не было!.. Столько лет эту клятву считали действительной, с трепетом и благоговением к ней относились, а теперь, оказывается, «ничего страшного». Что, и это покаяние?
От того предательства – все беды России, которые мы претерпеваем. И иерархи Церкви ни тогда, ни сейчас ситуацию не исправили. И получили хунту. Что тогда, что сейчас – в частности, на Украине.
Как тогда господствовала «измена, трусость и обман», перед незаконной властью «смирились», так и сейчас. Было заявлено о поддержке сопротивляющихся Луганской и Донецкой республик – и где она? Это что, не предательство? А безчисленные «благословения» украинских войск против своих же братьев, а двойственная политика – «по обе стороны баррикад»… Мы что, слепые котята, чтобы этого всего не видеть? Ситуация там давно накаляется, кровь льется. Где мы раньше были?
Мы все ждем, ждем чего-то или проявляем непоследовательность. А ведь проблемы не решаются, если их не решать, а только накапливаются. Конечно, Господь всем управляет и Он милостив. Но и терпению Его приходит конец – если человек не кается, то как его прощать?
Мы должны, наконец, всей страной, а не украдкой, прославить великий христоподражательный подвиг Царя, о чем неоднократно говорилось многими представителями духовенства Церкви. Наш Царь уподобился Христу. Есть Христос Господь – единственный, а есть христос Господень – Помазанник Божий, Царь («Христос» – греческое слово, означающее «Помазанник»). Преподобный Максим Грек говорил: «Царь земной есть икона Царя Небесного». Как можно было попрать икону Царя Небесного отвержением Царя земного?!
«Заплачет Царь – заплачет и Россия», – сказал преподобный Анатолий, старец Оптинский. Не это ли мы сейчас наблюдаем?
Или Святые Отцы ошибались, были «царебожниками», как сейчас принято говорить?! Есть же пение Новомученикам: «Величаем тя… и чтим честная страдания твоя, яже за Христа во утверждение на Руси Православия претерпел еси». Есть и другое величание Царя на Афоне – «…и чтим честная страдания твоя, яже во Христе за Россию претерпел еси»! Страдания каждого мученика происходят во образ Христов.
Так что России надо всенародно во главе со священноначалием усвоить те уроки, признать ошибки и взмолиться к Царственным Мученикам как к нашим первым заступникам в нынешнее непростое время.