20 ноября – день памяти Николая Яковлевича Данилевского, выдающего русского мыслителя, теоретика русского консерватизма.
Будучи рожденным в благородной семье генерала, Николай Яковлевич получил образование в Царскосельском Лицее, далее служил в канцелярии Военного министерства, обучаясь в качестве вольнослушателя на естественном факультете Петербургского университета.
Получив степень кандидата, успешно сдал магистерский экзамен и готовился к защите диссертации по вполне мирной науке (ботанике), когда был арестован.
Под влиянием гибельных идей Фурье, Данилевский долгое время (с 1844 по май 1848 гг.) посещал кружок М.В. Буташевича-Петрашевского, что и послужило причиной ареста.
Ему пришлось некоторое время побыть в заключении в Петропавловской крепости, но, поскольку его участие в кружке было минимальным, а раскаяние - искренним, то Николай Яковлевич был освобожден и выслан в Вологду под надзор полиции.
В 1860-е гг. Данилевский работает над фундаментальным культурологическим трудом «Россия и Европа», трудом, который заложил основы цивилизационного подхода к исследованию исторических явлений.
В журнальном варианте труд был опубликован в 1868 году, как отдельное издание - в 1872 г.
В этой работе ученый сформулировал теорию культурно-исторических типов, согласно которой общечеловеческой цивилизации нет и быть не может, существуют только различные культурно-исторические типы цивилизаций.
В истории можно говорить не о едином общечеловеческом процессе, а о разнообразии культурных типов. Всего в прошлом Данилевский выделял 11 культурно-исторических типов: египетский, китайский, ассиро-вавилоно-финикийский, халдейский, или древнесемитический, индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, новосемитический, или аравийский, романо-германский, или европейский.
Главное внимание в своем анализе он сосредоточил на германо-романском (уходящем) и славянском (только начинающем формироваться) типах, потому книга и называется «Россия и Европа». На смену Европе, по мнению Данилевского, должна прийти Россия с ее миссией объединения всех славянских народов, и возглавляемое Россией славянство займет на исторической сцене место угасающего германо-романского типа.
Данилевский считал, что славянская цивилизация имеет ряд существенных преимуществ перед европейской. Она неагрессивна, в ней общественное преобладает над индивидуальным, и это произошло под влиянием Православия.
Данилевским утверждал, что России предстоит сделать выбор: либо вместе с другими славянскими народами создать всеславянскую цивилизацию, либо полностью утратить свое культурно-историческое значение и стать этнографическим материалом для других цивилизаций.
Он считал необходимым создание Всеславянского союза (федерации) — добровольного объединения славянских народов вокруг России. Столицей союза должен стать (после освобождения от власти турок) Константинополь, недаром называвшийся славянами Царьградом.
Обосновывая особый путь развития России, Данилевский в целом продолжил славянофильское учение, дополнив его системой естественно-научных доказательств. Н.Н.Страхов, защищая теорию Данилевского от нападок В.С.Соловьева, утверждал, что книга «Россия и Европа» завершает славянофильское учение, является кульминационной точкой развития славянофильской идеи. Опора Данилевского на органическую теорию развития, учет им в своей концепции географических факторов формирования государств ставят русского ученого в ряд основоположников геополитики.