Прошло уже пять месяцев со дня ухода от нас Павла Рыженко, великого, поистине народного художника наших дней, певца Русской Армии и Святой Руси.
Вернее, может быть сказать ? Святой Руси и ее Святого Воинства. Образы великих русских святых, воинов и царей до последнего часа вдохновляли Павла. Особенно дорог был ему образ Государя-Мученика Царя Николая II. Он говорил мне: «Об одном мечтаю, если мытарства пройду, хоть издали, одним глазком на ГОСУДАРЯ глянуть». И то, что кончина Павла произошла накануне ЦАРСКИХ ДНЕЙ, свидетельствует, что желание его было услышано.
Русь с рождения своего была необыкновенной, сказочной страной, к которой неприменимы обычные человеческие стереотипы. Где скажите мне, в какой еще стране, полководцы перед началом военных действий сообщали противнику: «Иду на Вы»? И это еще в Руси языческой, предправославной. Руси, которая еще только не спеша вставала в свой исполинский рост, как встает на одной из последних картин Павла любимый наш русский богатырь Илья Муромец. Павел до последнего часа несокрушимо верил в историческое предназначение Святой Руси, России, Третьего Рима. Верил, что не втуне русское самодержавие осуществляло на земле диктатуру правды, крепило духовную вертикаль, которая стала несущей конструкцией нашей истории, и которая даст Бог, поможет нам выстоять и теперь.
Отсчет галерее полотен Павла Рыженко о подвигах и победах Русского Воинства должно вести от его картин, посвященных Князю Святославу, слывшему Александром Македонским русской истории, и конечно от великой диорамы «Крещение войска Великого Князя Владимира», величайшего полотна русской монументальной живописи со времен Бородинской и Севастопольской панорам Франца Рубо. На этой диораме воплощен момент, когда могучая русская армия, через купель Крещения на тысячелетие стала Русским Христолюбивым Воинством.
Дальнейший путь этого Воинства пролег через Калку и Невскую битву, через Куликово поле и стояние на Угре, до болот Стохода, где почти в полном составе легла доблестная Русская Императорская Гвардия, пав за Веру, Царя и Отечество.
На сегодняшней выставке нашему взору предстают полотна, посвященные именно той начальной, былинной сказочной и трагической Святой Руси, первым славным векам нашей истории. Полотна Павла Рыженко одушевляют русское сердце, являя нам истинный лик нашей Родины, Руси, России, являя потомкам святую душу предков, не замутненную стяжательством и поиском земных благ. Полотна его говорят нам о главном - о Богом данной миссии Русского народа свидетельствовать о Воскресшем Христе до конца земной истории. Дают нам силы стоять, как стоял Павел, на пути мертвого потока современной безбожной культуры и цивилизации.
Павел был моим другом - ему нравились мои исторические концепты, а его картины открывали мне то, что не найти было в академических трудах. И я видел, знал, что он работает на износ, работает преодолевая усталость и боль, и не давая себе не то что дня - часа роздыха. Работа, молитва, храм ? таким было содержание его жизни. Молитвой Господу за Россию, за Святую Русь навсегда остались нам картины его. Остались Вечной памятью воину Святой Руси рабу Божьему Павлу.