Написать эту заметку по прошествии трех недель со дня события меня заставила неотступная мысль, что если не обличать халтуру, русофобство и подмену понятий, то шансов возродить в России нормальную жизнь у нас не останется.
А тот, кто любит свое Отечество, на такое права не имеет. Я – люблю Россию и хочу, чтобы все в ней было на своих местах. Русская идея стала модной, и сразу же вокруг образовались предприимчивые люди, которые вульгаризируют и искажают традицию, кто в силу своего безкультурья, а кто и сознательно. Так что молчать нельзя.
В «Дом Русской одежды Валентины Аверьяновой» обратился оргкомитет Московского Конкурса Молодых Модельеров, который совместно с компанией «Ясна Яра» и творческим объединением «АРТМОЛ» приглашали к участию в 3-м отборочном туре конкурса молодых модельеров с коллекциями русской одежды. Конкурс должен был пройти в рамках «Фестиваля Славянской Культуры» 28 сентября, в усадьбе Архангельское, при поддержке, как было заявлено, Департамента Культуры Москвы и с участием в жюри известного модельера Вячеслава Зайцева.
Руководство «Дома Русской одежды» приняло предложение МКММ, поскольку был заявлен высокий уровень показа – историческое место проведения конкурса, солидные люди в жюри, интересная программа. Но главное, что основная задача «Дома Русской одежды» – возрождение национальных традиций в одежде современных людей, внедрение в повседневную жизнь яркой, удобной и стильной русской одежды – вполне совпадала с заявленной целью организаторов конкурса.
По себе знаю, в традиционной национальной одежде, в одежде с элементами национального стиля, чувствуешь себя очень естественно и защищено. Каждый элемент неслучаен, все имеет свое значение. Такая одежда делает движения мужчин более уверенными и величественными, женщин – плавными и грациозными. Такая одежда – броня: я свой среди своих. Изюминка же «Дома Русской одежды Валентины Аверьяновой» заключается и в том, что помимо подлинной старинной одежды Валентина Аверьянова вместе с единомышленниками создает абсолютно адаптированную к современным условиям и тенденциям русскую одежду.
Но вернемся к показу 28 сентября в Архангельском. Я там была. И захлебнулась от возмущения. «Дом Русской одежды» мне не чужой, мое издательство существует в рамках общего просветительского проекта, поэтому весь ход событий я наблюдала воочию.
Да, прекрасен парк усадьбы Архангельское, в котором совершалось действие, хороши, наверное, были представители народных промыслов, русских забав и проч., которые были заявлены в программе для создания антуража русских народных гуляний. Я пишу слово «наверное», чтобы не обидеть творческих людей, которые, как и «Дом Русской одежды», пришли на этот конкурс, чтобы порадовать зрителей, подарить им праздник. Я их не очень-то и видела, потому что вся организация показа была за гранью здравого смысла и приличий.
Был сорван временной график, поскольку ни одно из заявленных и обещанных организационных мероприятий не было выполнено: машины, оборудование, места для визажистов и парикмахеров конкурсантам не предоставлены. Место, где должны были переодеваться модели, представляло собой крошечную избушку из двух комнатенок. В них юноши и девушки – манекенщики и манекенщицы, демонстрирующие одежду всех участников конкурса, переодевались на глазах друг у друга, задевая один другого при малейшем движении. Это было не просто неудобно, это было оскорбительно для любого человека, знакомого с элементарными приличиями. А по русским традициям, основанным на благочестии, абсолютно неприемлемо!
Пренебрежительное отношение к людям, совершенно несвойственное русской культуре и традиции, проявилось не только в хамском загоне всех участников конкурса в тесное и необорудованное помещение. На улице было холодно, модели мерзли в дизайнерских нарядах, организаторы конкурса, вопреки обещаниям, их не кормили, хотя из-за всех организационных срывов показ затянулся на много часов.
В этих жутких условиях руководители и сотрудники «Дома Русской одежды» совершили почти невозможное: как-то смогли организовать пространство и сотворили для зрителей и жюри настоящий праздник. Были продемонстрированы старинные боярские наряды XVII века, сшитые для реальных современных заказчиков. Дорогие ткани, украшения из драгоценных и полудрагоценных камней, тесьма, меха, кружева. Это было настоящее великолепие. Наряду с боярскими костюмами «Домом Русской одежды» была представлена современная одежда в русском стиле, которая по-настоящему расширила представления зрителей о сочетаемости народной традиции и требований к одежде XXI века. Показ «Дома Русской одежды Валентины Аверьяновой» под названием «Красная Москва» сопровождался дивным пением номинанта конкурса «Золотой голос России» Дарьи Аверьяновой.
Безспорно, коллекция «Красная Москва» была представлена на высоком уровне. Чего не скажешь о других конкурсантах, продемонстрировавших не просто странную и далекую от русских и славянских традиций, а очевидно оскорбительную для таковых традиций одежду. Всех добила несчастная девочка-модель в прозрачном платье без белья, окончательно опошлившая идею русской моды.
Мне страшно представить, в какой фарс превратился бы весь этот «показ», не участвуй в нем «Дом Русской одежды Валентины Аверьяновой». Но абсурд, дорогие друзья, организационным безсилием устроителей конкурса не ограничился. Это было не удивление, это был шок, когда выяснилось, что «Дом Русской одежды Валентины Аверьяновой» даже не включен в состав конкурсантов. То есть люди сшили наряды, привезли и показали их публике, спели чудесные русские песни, да просто сотворили зрителям праздник и спасли убогое мероприятие МКММ, причем за свои же деньги – и все это просто так?! Не в борьбе за место в отборочном туре «Фестиваля Славянской Моды»?!
После возмущения по этому поводу, высказанному членом жюри, гендиректором агентства элитной недвижимости «Славянский Двор» Ириной Волиной и присоединившемуся к ней жюри, устроители конкурса, после препирательств, все же срочно изобрели «Гран-при» показа, который и вручили «Дому Русской одежды» в виде просроченных пробников «Орифлейм» и грамоты без рамки. Но безобразие на этом не кончилось.
Я бы посочувствовала убогости устроителей МКММ, тем более, что они в ней признались, отвечая на письменные претензии руководства «Дома Русской одежды Валентины Аверьяновой». И то у них сломалось, и там их подвели, и это они не предусмотрели. Их плачь, а также натужные дифирамбы в адрес «Дома Русской одежды» звучали в их объяснительном письме, как издевка. Но и это можно было простить, считая, что молодые и неопытные люди так коряво, но все же с энтузиазмом борются за возрождение национальных традиций. Однако, это не так, это ложь.
Выяснилось, что в отчетах МКММ о конкурсе, проведенном 28 сентября в Архангельском, коллекция «Красная Москва» не значится как победитель конкурса. Срочно придуманный «Гранпри» оказался полной фикцией. Но возмутительно другое. Вчитайтесь, пожалуйста, в названия коллекций победителей конкурса, вышедших в полуфинал: Максим Черных «Легенды осени» (ну это еще ничего название). А далее идут Катрин Ребежа с коллекцией «Царевна Басурман» и Елена Комаричева «Пеппилота: в поисках африканского короля». Коллекции абсолютно соответствуют своим названиям и абсолютно не соответствуют русской традиции и культуре – это было очевидно всем. Мне совсем не хочется обижать молодых дизайнеров, но эти коллекции-победители не соответствуют вообще никакой культуре. Единственный модельер, помимо «Дома Русской одежды», чьи работы подходили названию и провозглашенной идее конкурса, была дизайнер Валентина Белозерова со своей действительно русской одеждой.
А в довершение всей этой истории, так называемая фирма «Ясна Яра», один из устроителей конкурса, разместила фотографии нарядов «Дома русской одежды» у себя на сайте – под своим логотипом и без указания авторства создателя коллекции.
Можно было бы забыть показ в Архангельском и творить дальше, тем более, что в «Доме Русской одежды Валентины Аверьяновой» полно планов, идей, творческая мысль бурлит. Но за Державу обидно. Если речь идет о возрождении русских традиций, и, в частности, в одежде, это значит, что традиции находились в забвении. И значит, выросло не одно поколение, имеющее смутное представление о своей национальной культуре. А если кто-то предлагает ему считать русской одеждой те недоразумения, что стали победителями отборочного тура Московского Конкурса Молодых Модельеров под названием «Фестиваль Славянской моды», то это можно считать не просто профанацией идеи, а настоящим вредительством и клеветой на Россию.
Я сейчас думаю, хорошо, что в жюри не было заявленного Вячеслава Зайцева. Как бы он пережил увиденное? Тем более, что год назад маэстро лично вручил «Дому Русской одежды Валентины Аверьяновой» приз победителя Национального конкурса «Авторская мода». Все-таки мир не без нормальных людей.
Другие фотографии с показа можно посмотреть в фотогалерее.