Что такое русский стиль? Пять человек из десяти скажут, что это кокошники, наличники и матрешки. Трое - что это вид борьбы, какой-нибудь русской самозащиты. Двое пожмут плечами и отойдут в сторону. И никто, наверное, не назовет имя создателя русского стиля - замечательного художника, иконописца Федора Григорьевича Солнцева.
А ведь вклад его в русскую культуру без преувеличения огромен. Вот почему и выставка, посвященная его наследию, которая открылась в Самарском епархиальном церковно-историческом музее, названа так: «Федор Солнцев - гений русского стиля». Открытие выставки состоялось 3 декабря 2010 года, она продолжится до 3 марта 2011. Для почетных гостей и первых посетителей выставки экскурсию провела Галина Владимировна Аксенова, кандидат исторических наук, Лауреат всероссийской историко-литературной премии имени Александра Невского, автор книги «Федор Солнцев - гений русского стиля». Выставка в Самаре стала и презентацией подготовленного Аксеновой этого уникального издания.
Фёдор Григорьевич показал, что знание своей истории и владение национальной культурой дает ту мощь и ту основу, которая позволяет государству успешно развиваться, - считает искусствовед Галина Аксенова. По мнению исследователя, Федор Солнцев в своем творчестве сумел соединить заново, создать мощный духовный мост между Россией допетровской, исконной и Россией его времени.
Биография Федора Григорьевича Солнцева удивительна, необычна. Многие стереотипы про «отсталую», «лапотную» Россию показывают свою полную несостоятельность, стоит лишь бегло взглянуть на жизненный путь художника. Федор Григорьевич Солнцев был из крепостных крестьян графа Мусина-Пушкина (предок которого обнаружил единственный список «Слова о полку Игореве»). Родился и вырос будущий художник в селе Верхнее Никульское, что на Мологе, в Ярославской губернии. И сам из крепостных, сумел поступить в Санкт-Петербургскую Академию Художеств и блестяще ее окончить! В Академии Федор Солнцев пишет картину "Крестьянское семейство перед обедом" (1824), за которую получает золотую медаль. Перед ним открываются заманчивые перспективы. Он был назначен главным художником издательства Святейшего Синода и более двадцати лет преподавал иконопись на специально «под него» открытых иконописных курсах в Санкт-Петербургской Духовной семинарии! Такой карьере позавидовал бы, наверное, даже его барин, подаривший семье вольную. Но скорее всего, он был рад за своего гениального холопа. В 1830—1853 годах художник регулярно выезжал в древние русские города, где он «без устали зарисовывал старинную утварь и вооружение, предметы церковного культа и облачения, археологические находки и здания, иконы и фрески. Сохранилось около 5 тысяч акварельных рисунков художника, на которых запечатлены древности Киева, Чернигова, Новгорода, Смоленска, Полоцка, Рязани, Владимира, Суздаля и других городов и монастырей. Это своего рода энциклопедия русской средневековой и народной жизни в её вещественных памятниках».
Сословные предрассудки не были помехой и для его брата, Егора Солнцева - он стал удачливым художником-мозаичистом, который увековечил свое творчество мозаиками в Исаакиевском соборе Санкт-Петербурга. Сам Федор Солнцев, пробившись «в люди», не забыл своих братьев-крепостных: стал помогать художникам из крестьян, которых тогда немало училось в Академии художеств. Всю жизнь поддерживал - и между прочим не дал ему спиться! - замечательного художника Андрея Рябушкина («Семья купца», «Русские женщины в храме»), помогал другому известному «академисту», Василию Максимову (наиболее известна картина «Приход колдуна на сельскую свадьбу»).
Огромная работа, проделанная Солнцевым по восстановлению Теремного дворца Московского Кремля, была высоко оценена императором. Его наградили бриллиантовым перстнем и пожаловали Кавалером ордена св. Владимира 4 степени.
- Русский стиль это то, что входит в наше сознание с молоком матери. Церковь Покрова-на-Нерли, София Киевская - это русский стиль. Ну а Федор Солнцев сумел развить это направление, придать ему черты современности, связать с новой уже эпохой. Русский стиль создан им на очень хорошей академической основе. За настоящим стилем всегда стоит крепкое академическое образование и подлинное знание. Этим и отличается стиль от китча - который лишь скользит по поверхности. Федор Солнцев обратился к древнерусскому искусству, переработал его - и уже на новом витке нам его преподнес, - говорит Г.В. Аксенова.
Фёдор Солнцев, ровесник века, прожил замечательную, плодотворную жизнь. Радующее долголетие, прожитое с большой пользой для любезного Отечества.
Фёдор Солнцев