Учитель Церкви и выдающийся педагог святитель Филарет, митрополит Московский, в своем учении о семейной жизни утверждает: «Государство — это семейство семейств». Это высказывание подчеркивает важность семьи. Вопрос о крепости семьи, о ее здоровье жизненно значим для каждого из нас.
Согласно учению владыки, семья древнее государства. По отношению к жизни государственной, семейная жизнь есть корень дерева. «Чтобы дерево зеленело, цвело и приносило плод, надо, чтобы корень был крепок », — учит Святитель.
Что же делает этот корень крепким? Что делает семью крепкой?
Святитель Филарет отмечает три момента:
- искреннюю любовь супругов друг к другу;
- священную родительскую власть;
- детскую почтительность и послушание.
Каким же будет государство, если его «корень», семья , строится на таких началах?
Владыка показывает, что государство будет иметь в этом случае нравственную основу, потому что:
- из почтения к родителям рождается уважение к государству;
- любовь ребенка к матери — залог его любви к Отечеству;
- детское послушание — это приготовление к служению Родине.
Великий нравоучитель подчеркивает важность того, чтобы каждый семьянин понимал: - «от нарушения законов брака и семейной жизни происходят дурные последствия для детей, общества и государства».
Дети видят, что их родители не уважают законы, и легко приходят к мысли, что и им не нужно уважать закон. Происходит упадок нравственности, начатый родителями и продолжающийся в детях. Так как
государство состоит из семейств, нарушение части непременно ведет к расстройству целого.
Вообще причину всех несчастий человечества святитель Филарет видит в нарушении законов брака. И в доказательство этого утверждения приводит исторический факт, напоминая нам о существовании некогда самого могучего государства в мире — Рима. Рим возрастал и укреплялся до тех пор, пока жены римлян готовы были умереть за чистоту супружеских отношений. Но когда в эти отношения проник порок, государство, владевшее почти всей вселенной, было разрушено варварами, народом, стоящим в своем развитии намного ниже, но соблюдающим нравственные законы семейной жизни.
Вот такое соотношение семьи и государства показывает Святитель Филарет.
Каково же значение семьи, согласно учению Святителя Филарета?
Брак, или семья, имеет очень важное значение по отношению к Промыслу Божию. «Бог, сотворив первых людей, вверил им дальнейшее произведение людей на свет, вверил как бы продолжение своего творческого действия. Какой великий дар! Дар сотворения людей!»
Для осуществления этого дара семейным людям дана «тесная и непрерывная любовь», на которую указывает сам «образ создания жены».
Мы все знаем, что первая жена была сотворена из ребра Адама. Почему?
- ...чтобы «облегчить взаимное сообщение мыслей и чувств, совершенств и сделать
род человеческий единым телом»;
- чтобы «жена всегда была близка к сердцу мужу».
О том, что жена должна стать сотрудницей мужа в возделывании (совершенствовании), хранении сердца и предназначалась быть его помощницей, писал и глинский старец Порфирий (Левашов), который в своей книге «О воспитании девиц в духе истинно христианском» говорил о том, что есть назначение женщины до и после грехопадения.
Назначение жены до грехопадения:
- Быть сотрудницей мужа в возделывании и хранении его сердца .
После грехопадения:
- Разделять все многочисленные его труды и заботы, счастье и невзгоды, благодушно переносить суровость и все странности его характера, содействовать просвещению ума и сердца детей своих, управлять домом, насаждать во круг себя дух мира, согласия и любви.
На том, что хозяйственную часть дома должна взять на себя жена, настаивал и великий русский писатель, глубокий православный мыслитель Н.В. Гоголь. В письме «Чем может быть жена для мужа в простом домашнем быту при нынешнем порядке вещей в России» он давал совет: «С самого начала года сделуйте смету всему вперед<...>разделите ваши деньги на семь почти равных куч.
В первой куче будут деньги на квартиру<...>.
Во второй <... > на всё съестное <...>.
В третьей<...>экипаж, карета, кучер, лошади, сено <...>.
В четвертой <... > деньги на гардероб <...>.
В пятой<... >ваши карманные деньги.
В шестой<...>деньги на чрезвычайные издержки <...>.
Седьмая куча — Богу, то есть деньги на церковь и на бедных».
Мудрый наставник объяснял, что все это делается «для покупки твердого характера», «крепости воли», «управления собой», «для постижения мудрости и умения выделять из нужного пустейшее».
«Держитесь этого строго в продолжение целого года<...>, — настаивал автор «Выбранных мест...», — и вы окрепнете непременно; от этого вещественного порядка вы укрепитесь в деле душевного порядка. Ежеминутно напоминайте мужу о том, что он весь должен принадлежать общему делу и хозяйству всего государства (а его собственное хозяйство не его забота: оно должно лежать на вас, а не на нем), что он женился именно затем, чтобы, освободясь от мелких забот, всего себя отдать Отчизне, и жена дана ему не на помеху, но в укрепление его на службе».
«Если только в течение одного года, — настаивает Гоголь, — вы будете внимательно выслушивать от него все, то на другой год сможете дать ему совет, будете знать, как ободрить его при встрече с какой-нибудь неприятностью по службе, будете знать, как заставить его перенести и вытерпеть то, на что у него не достало бы духа. Будете его истинный возбудитель на все прекрасное».
Размышляя о назначении и роли женщины в семейной жизни, Схиархимандрит Иоанн (Маслов) в своей книге «Лекции по пастырскому богословию» приводит советы святителя Феофана Затворника женщине-хозяйке: «Так вести дела по хозяйству, как бы они были назначены вам от Самого Господа. Дела не главное в жизни, главное — настроение сердца».
Святитель настаивает относиться к «мелочам будничной жизни» как к «непрерывной цепи актов самоотречения», когда не допустимо самоугождение ни в большом, ни в малом, а необходимо во всем идти наперекор своим страстям.
Главным условием крепкой семейной жизни святитель Феофан считал «постоянную сосредоточенность и внимательность ко всем своим действиям и, особенно, слову». С какой осторожностью надо употреблять его! Данное человеку Богом, благое слово способно собирать добро, объединять людей в семье.
И даже в молчании слово имеет созидательную силу. Как это понять? Авва Пимен объясняет: «Иной человек, кажется, молчит, но в сердце своем осуждает других: такой человек непрестанно говорит. А другой с утра до вечера говорит и между тем соблюдает молчание, потому что он ничего без пользы не говорит».
«Язык?! — пишет святитель Феофан. — Нет зловреднее вещи под небом! Великое дело обуздать его. Желательно бы так устроить, чтобы за каждую с его стороны непозволительность что-нибудь его укалывало... (хоть бы булавка). Надо, чтобы он был смирным, словно на привязи».
Видим, как важно женщине не быть многословной, «не вступать в споры, не доказывать свою правоту», а молчать. Особенно в неприятностях, когда, как учит Феофан Затворник, «нужно стиснуть зубы и молчать». Когда успокоишься и полностью исторгнешь из сердца ропот, раздражительность, возмущение, тогда можно говорить и сурово, и строго, и даже бранчливо, и речь не произведёт вредного воздействия, — учит святитель Феофан Затворник.
Но как успокоить себя, прежде чем начнешь говорить? Святитель Феофан наставляет:
— Определите себя на неприятности до конца жизни. Всякую минуту ждите неприятность и встречайте ее как желанную гостью. Трудности, препятствия, уныние — все это случайности, которые приходят и отходят. Надо им противопоставлять убеждение, что цель впереди верна.
- Воодушевляйтесь, и все пройдет.
- Все от Господа, все во благо нам, хотя мы это ясно и не видим.
- Восставьте веру, что, терпя напраслину, вы становитесь причастным чина мучеников, а это точка соприкосновения с Богом.
- Принимайте все как живительное врачество, хоть и горькое, но полезное, с благодарностью.
Если не будет всего этого, в женщине не сможет установиться терпение — та добродетель, без которой невозможно сохранить семью и о которой в наставлении жёнам писал старец Оптинской пустыни преподобный Антоний: «...Если бы муж ваш действительно был нехорош, то спросите себя по совести перед Богом: «да стою ли я, грешная, хорошего и доброго мужа?» И совесть ваша непременно скажет, что ты совершенно хорошего не стоишь. И тогда в смирении сердца, с покорностию воле Божией будете от души любить его и находить много хорошего, чего раньше не видели. Расторгнуть же брачный союз по легкомыслию и неопытности своей, хотя и не трудно, но каково будет отвечать на Страшном Суде Божием? Ибо сам Бог брачным союзом сочетает человека, а посему судите сами, что лучше — терпение или нетерпение».
Итак, мы видим, что благополучие семейной жизни, а значит, и благосостояние жизни государственной, зависит от высоких добродетелей женщины: от ее целомудрия, мужества, мудрости, правды, «нетленной красоты кроткого и спокойного духа», от её умения терпеть неприятности и молчать. От её личного подвига.
Действительно, как писал иеромонах Порфирий (Левашов): «Мир прекрасен в той мере, в какой женщины сохраняют верность своему долгу».
Е.О. Крылова,
доктор экономики и финансов,
ректор Московской педагогической академии,
Т.Н. Богачева,
филолог, преподаватель русского языка и литературы