В наукообразной популярной литературе бытует ложный миф о существовании в древности только крайне примитивных картин космогонии — о форме Земли, о её месте по отношению к звездам, другим планетам, Луне и Солнцу. Этот ложный образ древней культуры человечества стал внушаться широким массам в XVIII столетии — с революционной эпохи «просвещения», атеистические идеологи которого ставили своей целью отвергнуть факт сотворения Вселенной и человека Богом и утвердить безбожную идею самосотворения мiра, самозарождения жизни и саморазвития всего сущего, идею прогресса, идею развития культуры и знаний человечества об окружающем мiре от крайне примитивных и ложных к правильным и сугубо научным. В русле такой идеологии картина древних представлений о Вселенной сводилась к такой примитивной схеме: дискообразная немного выпуклая или совсем плоская Земля, на границе Вселенной расположен небесный свод, состоящий из косной темной материи, к которому неподвижно прикреплены звезды, сам небесный свод вращается вокруг Земли, совершая оборот в сутки, между небесным сводом и Землей находится семь планет, Солнце и ближе всех Луна. Для пущего оглупления этой достаточно реалистичной картины относительно точки зрения земного зрителя-эмпирика из примитивных космогонических мифов разных народов черпались обрывочные свидетельства, что плоская Земля де поддерживается у кого тремя гигантскими слонами на огромной черепахе, у кого громадными китами.
Черепаха или киты плавают в Океане, воды которого доходят до границ нижней окружности небесного свода. Титан Атлант-Атлас, который «держит» Небо, хорошо известен нам из греческой мифологии.
Пропагандисты эпохи «просвещения» сами сочиняли космогонические карикатуры на «древние» представления о Вселенной, приписывая античным и средневековым мыслителям и натурфилософам крайний примитивизм, насаждая буквализм в тех случаях, когда в религиозной мифологии на самом деле присутствовал космологический, геометрический, антропоморфный и зооморфный символизм. Самое могучее из сухопутных животных — слон, это научный факт, буквальный факт, но вместе с тем среди культурных, духовных понятий у целого ряда народов Азии и Африки слон является абстрагированным символом непоколебимой силы, надежного могущества, проявлением природной энергии. У тех народов, которые имеют дело с китами, точно такое же символическое значение имеется для китов — самых больших и мощных морских животных. В средневековой Западной Европе кита ассоциировали с библейским Левиафаном. Там, где обитали гигантские или просто большие черепахи, это долгоживущее существо, сопоставимое с «вечностью», в этнической символике становилось эквивалентом постоянства и энергии.
Кстати, и современное «прогрессивное» человечество до сих пор пользуется зооморфной единицей измерения энергии «лошадиная сила». Многие расстояния до сих пор измеряются антропоморфными «стопами-футами». Ещё совсем недавно пользовались люди такими же антропоморфными «локтями», «шагами» и «саженями», хотя совершенно очевидно, что сила реальной, а не символической лошади вроде владимирского тяжеловоза может равняться 10–15 «лошадиным силам», у разных людей различный размер стопы, длина шага и размах рук. До сих пор у нас во вполне научном контексте «ходит» Солнце, в разные сезоны оно в определенное время «восходит», и в какое-то точное время «заходит», что указывается в совершенно светских календарях, хотя современная наука с эпохи Николая Коперника и Галилео Галилея говорит, что Земля за 24 часа оборачивается вокруг своей оси, подставляя свои бока светилу, и вместе с тем за год «обегает» вокруг Солнца. Мы говорим и пишем о «хождении» Солнца в современном контексте и совершенно не обращаем внимания на символическую природу понятия, ибо существительное «хождение» и глагол «ходить» в прямом значении означают перемещение одушевленных субъектов — людей и животных — на своих конечностях по их собственной воле, желанию, хотению. Но у нас «ходят» не только Солнце, Луна, планеты со спутниками, звезды, у нас «ходят» механические и электронные часы, вслед за ними — «идёт» само время (!), «ходят» шахматные фигуры, по расписанию — трамваи, автобусы, троллейбусы, метро, поезда… У нас «ходит» даже мысль! Step by step — шаг за шагом! То есть это явление не одного Русского Языка, а свойственно человеческой речи вообще. И никому в голову не придет утверждать, что, говоря «ходят», мы тем самым хотя бы мысленно приделываем этим предметам и явлениям ножки, конечности, с помощью которых действительно можно ходить. Человеческая речь издревле и по сей день образна, символична, при этом ничуть не умаляется её реалистичность, если она ведется о предметах реальных. Усилия «просветителей» и «эволюционистов-прогрессистов» XVIII–XXI веков по целенаправленному оглуплению наших предков времен глубокой Античности и Средневековья осуществляются с помощью весьма примитивных стилистических приемов, когда символическое описание выдается за буквальность.
Абстрагирование с помощь зримых образов употребляется с глубочайшей древности, неоднократно в Священном Писании, например, встречается выражение «мышца Господня», но ни в древности, ни в более поздние христианские времена под этим понятием не подразумевался физиологический орган человека или животных: С ним мышца плотская, а с нами Господь Бог наш (2 Пар. 32, 8), Такая ли у тебя мышца, как у Бога? (Иов. 40, 4), кому открылась мышца Господня? (Ис. 53, 1).
Так и современная наука, рассуждая об электроне как об элементарной частице и одновременно как о волне, пользуется понятиями, связанными со зримыми образами. Ведь «электрон» по-гречески это «янтарь»! Именно через янтарь натурфилософ древности открыл феномен статического электричества. «Частица» — малая часть чего-то целого, а не самостоятельный элемент, и в буквальном смысле выражение «элементарная частица» — противоречивое выражение, ещё более «натянутым» выглядит сравнение электрона-частицы с волной. Но современная наука пользуется этими понятиями, признавая их условность. Так и в древней натурфилософии и космологической мифологии под слоном понималось вовсе не животное, а своего рода «слоновая сила» в абстрагировании аналогичная современной «лошадиной силе»…
На самом деле людям с древних времен было известно как о шарообразности Земли, так и том, что она свободно перемещается в пространстве, ничем не поддерживаемая. Знания были зафиксированы Шумерами и Египтянами, которые наблюдали за тенью Земли, наползающей на Луну во время лунных затмений. Тень была круглой при всех положениях Земли, из чего следовало, что Земля — шар, а не диск или какая-то иная фигура.
Но привычное в современном контексте слово «шар» в Русском Языке означало «краска», а фигуры полной сферы, объемные, шарообразные фигуры обозначались словом «круг». Плоский же «круг» в современном значении в старину имел значение «окружность». То же самое различие мы видим и в Древнегреческом Языке, на который был переведен Ветхий Завет — Септуагинта: с одной стороны «окружность» — «κ?κλος», «киклос», и с другой стороны «γ?ρος», «гирос»— «объемный круг», то есть «σφα?ρα» — «сфера».
В Библии мы находим такие свидетельства о сферичности Земли. В Книге Притчей Царя Соломона Сама Премудрость Божия свидетельствует: Когда Он [Господь-Творец] уготовлял небеса, я была там. Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны, когда утверждал вверху облака, когда укреплял источники бездны, когда давал морю устав, чтобы воды не переступали пределов его, когда полагал основания земли: тогда я была при Нем художницею, и была радостью всякий день, веселясь пред лицем Его во все время, веселясь на земном кругу Его, и радость моя была с сынами человеческими (Притч. 8, 27–31). Ясное дело, если речь идет об объемных облаках, то никак невозможно их выстраивание в одну линию, поскольку облака располагаются в разных частях неба, круговая черта, «граница» здесь подразумевается как поверхность, сфера, а не как одномерная линия.
И Пророк Божий Исайя нас «риторически» вопрошает: Разве не знаете? разве вы не слышали? разве вам не говорено было от начала? разве вы не уразумели из оснований земли? Он есть Тот, Который восседает над кругом земли, и живущие на ней — как саранча пред Ним; Он распростер небеса, как тонкую ткань, и раскинул их, как шатер для жилья (Ис. 40, 22).
Неоднократно к теме мироустройства обращается библейский Пророк Ездра:
Ты из всего круга земного избрал Себе одну пещеру, и из всех цветов во вселенной Ты избрал Себе одну лилию; Ты из всех пучин морских наполнил для Себя один источник, а из всех построенных городов освятил для Себя один Сион (3 Езд. 5, 24–25). И сказал Он мне: от начала творения круга земного и прежде нежели установлены были пределы века, и прежде нежели подули ветры; прежде нежели услышаны были гласы громов, прежде нежели возблистали молнии, прежде нежели утвердились основания рая; прежде нежели показались прекрасные цветы, прежде нежели утвердились силы подвижные, и прежде нежели собрались безчисленные воинства Ангелов; прежде нежели поднялись высоты воздушные, прежде нежели определились меры твердей, прежде нежели возгорелись огни на Сионе; прежде нежели исследованы были лета, и отделены те, которые грешат ныне, и запечатлены те, которые хранили веру, как сокровище: тогда Я помыслил, и сотворено было все Мною одним, а не чрез кого-либо иного; от Меня также последует и конец, а не от кого-либо иного (3 Езд. 6, 1–6). Вот, Я наведу, говорит Господь, на круг земной бедствия: меч и голод, и смерть и пагубу за то, что нечестие людей осквернило всю землю, и пагубные дела их переполнились (3 Езд. 15, 5–6). На круг земной пришли уже бедствия, и вы пребудете в них. Бог не избавит вас, потому что вы согрешили против Него (3 Езд. 15–27).
Знали древние люди и о том, что земной круг, по-современному — земной шар, не имеет никаких видимых опор ни снизу, ни сверху. Так, в библейской Книге Иова сказано, что Бог подвесил Землю ни на чём (Иов. 26, 7–10). Святитель Василий Великий именно по этому поводу писал: «Если слышишь иногда в псалмах: Я утвержу столпы ее (Пс. 74, 4), то разумей, что столпами названа сила, поддерживающая Землю».
Совершенно ясной с точки зрения земного жителя была библейская картина Неба, где Кругу Земному противостоит сфера Небесная — Круг Небесный: Облака — завеса Его, так что Он не видит, а ходит только по небесному кругу (Иов. 22, 4). Глас грома Твоего в круге небесном; молнии освещали Вселенную; земля содрогалась и тряслась (Пс. 76, 19). Велика Земля и высоко Небо, и быстро в своем течении Солнце, ибо оно в один день обходит круг неба и опять возвращается на свое место (2 Езд. 4, 34).
Великая Премудрость так свидетельствует о чине Творения, о законах природы, утвержденных Самим Господом во Вселенной: В Церкви Всевышнего она откроет уста свои, и пред воинством Его будет прославлять себя: «я вышла из уст Всевышнего и подобно облаку покрыла землю; я поставила скинию на высоте, и престол мой — в столпе облачном; я одна обошла круг небесный и ходила во глубине бездны; в волнах моря и по всей земле и во всяком народе и племени имела я владение: между всеми ими я искала успокоения, и в чьем наследии водвориться мне» (Сир 24, 2–7).
Наиболее раннее доказательство шарообразности земли мы находим у греческого ученого Евдокса (408–355 до н.э.), который несколько лет пробыл в Египте, имел возможность пользоваться Александрийской библиотекой, где хранилась Библия, переведенная на Греческий Язык — Септуагинта. Возможно, откровенные знания, содержащиеся в Библии, подвигли Евдокса доказать шарообразность земли научными методами. Он первый обратил внимание на разницу картины неба в Греции и Египте, на то, что некоторые созвездия и звезды, которые видны в Египте, недоступны для наблюдения в Греции. Видимо, именно Евдокс ввел в науку понятие «горизонт». Он стал осмысливать и феномен «перпендикулярного» солнца, когда в определенные дни солнце освещало некоторые колодцы до самого дна, чего не наблюдалось в Греции. Благодаря этим фактам и наблюдениям затмений Луны в разных позициях Евдокс установил, что земля шарообразна. Позже Аристотель развил эту систему доказательств. В качестве дополнительного довода он использовал факт земного тяготения, перпендикулярно направленного по отношению к поверхности земли в различных географических точках. Если бы центр земного тяготения располагался в диске, то перпендикулярно сила тяготения действовала бы только в центре диска, а в других отдаленных местах по наклонной. Хотя другие ученые древности действительно считали, что земля имеет форму плоского диска: Анаксагор, Анаксимен, Эмпедокл, Левкипп, Эпикур и Демокрит. Их мнения бытовали среди некоторых ученых и в эпоху Средневековья, но они отнюдь не стали популярными.
Форма Земли никогда не входила в Христианскую догматику. Есть Святые Отцы, которые упоминают о плоской Земле, другие Святые Отцы признавали шарообразность Земли. Преподобный Иоанн Дамаскин в своем трактате «Точное изложение Православной веры» свидетельствует, что среди Христиан существовали разные точки зрения на этот вопрос: «Некоторые утверждают, что земля шарообразна, другие же признают ее конусообразной. Но она меньше, даже несравненно меньше неба, являясь как бы некоторой точкой, висящей в центре небесной сферы». Тот факт, что Преподобный Иоанн Дамаскин не настаивает ни на какой точке зрения, показывает, что вопрос о форме Земли никак не влияет на «Точность изложения Православной веры».
Кстати, западноевропейские ученые, которые рассуждали о Земном шаре, в своих знаниях опирались вовсе не на факт путешествия Магеллана вокруг света, поскольку глобусы в Европе существовали и до Магеллановой эпохи, но на свидетельства и вполне доказательные умозаключения античных натурфилософов, того же Евдокса Книдского, а также Аристарха Самосского, Гераклида, Архимеда, Эратосфена, Аристотеля, Птолемея, Страбона, Цицерона, Витрувия.
В Западной Европе британский теолог Преподобный Беда Достопочтенный в VIII столетии в трактате «De Temporum Ratione» писал: «Глава 46. О том, что земля подобна шару. Когда мы говорим, что земля круглая, это не значит, что форма ее абсолютно круглая — ведь ее делает неправильной чередование гор и равнин; но если мы опояшем Землю [в любом направлении], соединив [мысленно] линиями все [пункты одинаковой высоты], мы получим фигуру абсолютного круга».
С точки зрения относительности движения одних предметов относительно других ничего ошибочного не было в Птолемеевой астрономической картине мiра, в центре которого располагалась Земля, вокруг которой по приблизительно круговым орбитам двигались Солнце, Луна и звезды, и более сложные движения совершали планеты. Но ещё задолго до Птолемея Аристарх Самосский выдвинул более «простую» идею гелиоцентрической модели, где вокруг Солнца двигались все планеты, включая Землю, вокруг которой вращалась Луна, а звезды уже располагались за орбитами дальних планет. По признанию самого о. Николая Коперника, идею гелиоцентрической модели он придумал не сам, а почерпнул из трактата Аристарха Самосского и согласился с нею. При этом о. Николай Коперник вовсе не покушался на достоинство Земли как духовного, смыслового центра Вселенной, где Господь сотворил не только жизнь, но и жизнь разумную — Человека-Адама как Венец Творения, который до грехопадения был по природе своей превыше Ангелов, и после воплощения Бога Сына, воплощения Иисуса Христа достоинство человеческой природы как Нового Адама было восстановлено. Просто гелиоцентрическая модель сделала более удобными математические расчеты при составлении астрономических таблиц, когда можно было уже не рассчитывать и не прописывать так называемый «обратный ход» планет, существовавший в птолемеевских расчетах. Нисколько не повредили духовной геоцентричности Вселенной и астрономические открытия Галилео Галилея. А что касается его рассуждений, которые якобы подтвердили еретическое учение Джордано Бруно о множественности населенных жизнью и разумных мiров помимо земного, то сам Галилео Галилей ничего подобного категорично никогда не утверждал. Суровый суд над Галилео Галилеем показывает только косность, деспотичность католицизма, но никак не свидетельствует о дремучести самого Христианского учения о Вселенной. — Примечание В.В.Бойко-Великого. Далее: — Прим. В.В.Б.-В.