Недавно кто-то посетовал, что нет с нами Шукшина, вот-де Василий Макарович верно бы всё рассудил.
Определённой части нашей интеллигенции должно быть радостно, что Шукшина нет, потому что рассудил бы он весьма жестко.
Как и всякий русский писатель-гуманист, Василий Макарович не был исусиком, а зачарованно смотрел на русского человека и русский характер и видел там далеко не одних "чудиков".
Ключевой русский тип, по Шукшину, это, конечно, Разин. (Разин, если всё-таки убедить себя в том, что казаки - это отдельный этнос, никакой не казак - его отец пришёл на дон из-под Воронежа и был простым русским крестьянином).
О Разине Шукшин написал лучший свой роман "Я пришёл дать вам волю".
Последнее время я несколько раз задумывался, что происходящее на Донбассе - это, конечно, традиционная "бунташная" история, разинщина. И то, что новороссийских мужиков пришли поднять боевитые соседи - казак Бабай и морпех Моторола, уволившийся из ВС РФ, это как раз обычно и традиционно.
Русский (новороссийский) мужик от века к веку так сидел и ждал, пока появится Болотников (тоже, кстати, казак "в первом поколении") или беглый (ну, почти как Моторола) солдат Емельян Пугачёв.
Приходили эти ребята "дать вам волю" (реальная фраза реального Разина) - и начиналось.
Характерно, что на сторону казачества переходили стрелецкие части и отдельные стрелецкие командиры - в этом смысле присутствие Стрелкова или переход украинских подразделений на сторону ополченцев, тоже вещь обычная, нисколько не удивляющая.
К Разину, забавный факт, примкнул под Царицыным некто Лазунка Жидовин - проще говоря, еврей Лазарь - и служил ему.
Широту и красоту буйного национального характера Шукшин ценил и болел этим характером мучительно, смертельно (когда дописал свой роман - рыдал в ванной (он в ванной, сидя на краешке, писал ночами) - рыдал и говорил: "Какого мужика погубили!..")
В каком-то смысле Разин тоже хотел строить свою Новороссию, но против царя не выступал - наоборот он, как и самозванец Пугачёв, как и Болотников ранее, хотел добраться к московскому Кремлю, пасть государю (или государыне, в случае Пугачёва) в ноги и испросить позволения перебить всех бояр-предателей и дворян-подонков.
То есть, национальные русские бунтари были патерналисты те ещё.
К Разину, Болотникову и Пугачёву огромными толпами шли другие россияне - калмыки, башкиры - совместно отстаивать свободу русского мужика. Осетин и абхазов тогда ещё не было в составе России, они бы тоже подтянулись.
Если б Шукшин увидел Новороссию, он бы угадал все те типы, которые описал - а, по сути, во многом выдумал. А они вдруг оказались - вполне живыми, действующими, улыбчивыми и полными бешеных сил.
Можно как угодно к ним относиться, но понятно, что Мозговой или тот же Моторола - это герои прямиком пришедшие не только из романа Шукшина, но и, например, из "Тихого Дона" Шолохова: они там запросто размещаются и тут же начинают куролесить.
Русская классика - вещь страшная. Когда наша интеллигенция сначала признаётся в любви к "Пушкину-Лермонтову", зовёт на помощь Чехова и Шукшина, а следом говорит: "...но мы ненавидим эту чудовищную Россию, с её государством, с её зверством" - это означает, что либо они классики не читали, либо читали её каким-то особым способом. По диагонали, с конца к началу, в переводе с русского на древнеарамейский, или ещё как-то, я не знаю.
Василий Макарович, явись им, пусть они ужаснутся.