«Гостеприимство – это прекрасно, но чтобы уважали, надо побеждать»
М.В: За полвека, прошедшие с Вашей золотой медали на Играх в Токио сам образ Олимпиад значительно изменился. И с точки зрения значимости и в восприятии общества.
Я к счастью достаточно долго живу на свете, и поэтому застал те Олимпиады, которые были радостными, улыбчивыми и открытыми. Вокруг которых не было колючей проволоки. Всё изменилось с 1972-го года, с террористической акции в Мюнхене, когда началась стрельба. А до того и в 1964 и в 1968 году в Мехико это был такой фестиваль дружбы и единения между спортсменами и зрителями. Не было непроходимого барьера, который организаторам пришлось воздвигать позднее. Игры становились мрачнее и жестче. Например, я вспоминаю, как меня в Атланте-96 шесть постов обыскивали, осматривали и просвечивали перед входом на арену. Но вот здесь, в Сочи, возможно, начинается разворот в обратную сторону. Здесь больше доверия к болельщику, к людям, которые пришли насладиться зрелищем состязания. Может быть, пальмы и море подействовали, но атмосфера стала мягче и доброжелательнее. Я сейчас нахожусь в Олимпийском парке, в Доме болельщика. Это громадное здание и множество людей стремиться сюда попасть. И в основном с детьми.
М.В: Говоря про изменение статусности Игр, мы также имели ввиду гипертрофированное значение олимпийских побед. То, как их преподносят для демонстрации силы нации или страны. От собственно спорта Игры дрейфуют и в сторону политического престижа и, одновременно, шоу-бизнеса.
Эта тенденция давно, по-моему, корежит большой спорт. И олимпийский спорт в том числе. Да и с точки зрения восприятия самой Олимпиады. И здесь в Сочи порой возникает ощущение, что ты присутствуешь в гигантском «Макдональдсе». Настолько всё космополитично, без какого-либо намека на национальную идентичность. В отличие, скажем от недавних Игр в японском Нагано или Пекине. Там очевидно ощущался местный колорит. Здесь у нас всё более интернационально и безлико. У меня например не вызвало восторга, что на параде участников во время открытия Игр они шли под какие-то «умца-умца-ца» звуки, под дискотечную клубную музыку. Живыми проблесками на этом фоне выглядели только выступления Анны Нетребко и хора Сретенского монастыря.
М.В: И всё же эта Олимпиада, раз уж она состоялась, весьма важна для страны. Есть возможность, что мир увидит в образе России много положительного… Восприятие нашей страны у многих изменится в объективную сторону.
Это случится в том случае, если мы добьемся здесь значительного успеха непосредственно на спортивных аренах. После провала на прошлых Зимних Играх в Ванкувере это важно. Нужно, чтобы появилось больше таких спортсменов, как юная фигуристка Юлия Липницкая, которая уже успела потрясти всех своим выступлением. Те, кого мы раньше именовали «герои спорта». Результаты спортсменов даже важнее умения принять гостей, организовать Игры.