МВ: Отношение Ленина к религии, к церковным институтам связано с его личной жизнью, с его личными убеждениями, хотя, наверное, одно и другое неразрывно?
Ленин был марксистом, он был материалистом. Он отрицал существование Бога. Здесь истоки его личности, отсюда все идет. В том числе беспрецедентная борьба с религией, когда он взял власть в свои руки в октябре 1917 года. В истории человечества нет большего богоборца, нет человека, который погубил бы большее количество христиан, большее количество святых, чем Ульянов-Ленин. Причем доходило просто до уничтожения Русской Православной Церкви, до уничтожения церковного сословия, до какого-то изуверского истребления верующих. Декабрь 1919 года. Ряд верующих пошли не на работу (или опоздали), а на службу в связи с днем памяти святителя Николая Чудотворца, который почитался в России миллионами верующих. Это один из самых почитаемых в нашей стране православных святых. Так после этого Ленин издает распоряжение, оно есть в архиве, оно сейчас опубликовано, в том числе, мною, распоряжение ЧК расстрелять всех, кто не пошел на работу, а пошел на Литургию. И таких примеров можно привести очень и очень много. Шло уничтожение веры. Вот таким был Ленин.
Немудрено, что в конце жизни он был поражен безумием. Говорят, что когда Господь хочет наказать, он лишает разума. Ленин сошел с ума, потому что на нем кровь миллионов людей. Именно Ленин многократно призывал к развертыванию гражданской войны, к переводу мировой войны в гражданскую, добился этого, реализовал свой замысел. По данным историков, в эту войну погибло от 12 до 15 млн человек. И эта кровь вернулась ему в таком метафизическом смысле безумием, личным безумием. Его жизнь во многом не сложилась, во многом трагична. Вот сейчас мы отмечаем 90 лет его ухода в другой мир – он уходил трагически. Он видел, что у него нет преемника, нет рядом человека, которому он мог бы доверять. Об этом говорит знаменитое письмо к съезду – все плохие. Он видел, что построено не совсем то, что он хотел. И он бесконечно искал, писал в своих последних работах, что с этим делать, как исправить. Глубоко трагическая судьба богоборца. Более того, его соратники, с которыми он строил большевистскую партию, фактически посадили его под домашний арест. За ним была установлена слежка, даже самые секретные документы в тот же вечер оказывались на столе у Сталина, в том числе, «Письмо к съезду», где он настаивал на снятии Джугашвили с поста генерального секретаря.
Как православный историк хочу добавить, что в его собрании сочинений очень много распоряжений «расстрелять». Одно дело раздавать такие распоряжения, сидя в теплом кабинете в Кремле, другое дело – увидеть это своими глазами. Я не исключаю, что Господь в конечном счете показал Ленину его дела: вот, что ты натворил. И думаю, то, что сейчас творится в душе Ленина – тот самый страшный ад, который только можно себе представить, потому что уже ничего не изменишь, не исправишь, не вернешься в жизнь мелким присяжным поверенным. Он, наверное, ужасается тому ужасу, который он натворил. И я думаю, что сейчас Ленин отнюдь не коммунист, он не в КПРФ, он в этом ужасе, он в аду, который сам себе создал, когда пошел против Бога. А пойдя против Бога, он пошел и против православной России, дошел до ненависти к тысячелетней православной Руси. И вот мы сейчас отмечаем 90 лет со дня смерти этого человека. В заключении я хочу сказать, что в истории есть еще сакральный, мистический смысл. И пока в самом сердце России находятся останки самого ужасного в истории человечества богоборца, не будет ни духовно-нравственного возрождения России, ни связанного с ним экономического возрождения. Мы будем буксовать.
М.В: Вот эта ненависть, как Маяковский формулировал, ко всему церковному и славянскому, это у Ленина личная шизофрения, или это понимание того, что он одну религию хотел заменить другой, соответственно место должно быть расчищено и выжжено дотла?
Реально Ленин пытался создать и создавал некую псевдорелигию, он стал псевдобогом и получились псевдомощи на Красной площади, псведопочитатели и псевдоверующие, с которыми даже спорить бесполезно. Эти люди именно посевдоверующие, зомбированные своим божком, идолом. Здесь нужно вспомнить, что он говорил на 3-м съезде комсомола в 1920 году. Он очень четко сформулировал, что нравственности для нас, коммунистов, не существует. Для нас нравственно то, что служит делу построения социализма и коммунизма. То есть религиозная, общечеловеческая трактовка нравственности – это не для коммунистов.
Вот поэтому большевики и убили Царя Николая II, убили всю его Семью. Для них, последователей Ленина и для самого Ленина, который это злодеяние оправдал, оно было нравственно, ибо служило делу построения коммунизма. Нравственность ленинская как бы поставлена с ног на голову. Отсюда ненависть к нравственности общечеловеческой, христианской. Он ненавидел нормальных людей, люто ненавидел христиан, ненавидел Россию и, главное, русским себя никогда не ощущал. Он ощущал себя гражданином мира, был готов пожертвовать Россией ради мировой революции. Такой политик, может быть, выдающийся как тактик, но по человеческим качествам страшный человек овладел Россией и до сих пор на нее влияет.