Чудо иконы Царя-Мученика Николая в замке Артштеттен
10 мая 2014 года
На 28 июня 2014 года приходится столетний юбилей трагического убийства Наследника Престола Австро-Венгерской империи эрцгерцога Франца Фердинанда Карла Луиса Мария д’Эсте (1863-1914) и его жены герцогини Софии фон Гогенберг. Спланированное международным масонством и осуществленное руками масонов сербских, это убийство послужило спусковым крючком подготовленной теми же силами Первой мировой войны, прямым продолжением которой в свою очередь стала Вторая мировая война. И первыми сиротами этих войн стали дети эрцгерцога Фердинанда.
Трагическая судьба эрцгерцога Фердинанда, его жены и детей невольно вызывает ассоциацию с другой, еще более страшной драмой екатеринбургской, а в чем-то и предвосхищает ее. Поскольку жизнь и смерть эрцгерцога, и тем более судьба его потомков мало известны отечественному читателю, расскажем вкратце о них.
Франц Фердинанд был старшим сыном эрцгерцога Карла Людвига (1833–1896), младшего брата императора Франца Иосифа I. Мать будущего наследника трона, Мария Аннунциата из рода неаполитанских Бурбонов, умерла, не дожив до 30 лет, от туберкулеза болезнь, которую старший сын унаследовал от нее.
Мальчику повезло с мачехой третья жена его отца, Мария Тереза Португальская, была всего на 8 лет старше пасынка, и между ними сложились теплые дружеские отношения, сохранявшиеся до самой гибели Франца Фердинанда.
Как многим другим Габсбургам, ему предопределена была военная карьера, которую он, служа исправно, постепенно выстраивал. Никто не предполагал, что он может стать наследником престола, ведь был молод и здоров Августейший сын императора Рудольф.
Первое большое событие в жизни Франца Фердинанда произошло в 1875 году. Неожиданно юный эрцгерцог, не имеющий большого состояния, стал очень богат. После долгих споров к нему перешло сказочное наследство дальнего родственника, Франца V д’Эсте, герцога Моденского, завершившего род итальянских князей д'Эсте, в обмен на обязательство принять имя «д’Эсте». Вместе с новым родовым именем, Фердинанд обрел состояние, сделавшее будущего наследника самым богатым членом императорского дома. Богатство дало ему и определенную независимость от монарших благодеяний.
Через 14 лет случилось другое событие. 30 января 1889 года в замке Майерлинг покончил с собой любимец Австрии кронпринц Рудольф (1858–1889)1. Наследником престола был объявлен отец Франца Фердинанда, однако эрцгерцог Карл Людвига, почти ровесник своего Августейшего брата, не рвался в кайзеры, и почти сразу заявил, что не желает быть наследником. Суровые австрийские законы наследования это заявления во внимание де юре не приняли, но отношение к Францу Фердинанду со стороны императора изменилось. Он был произведен в генерал-майоры, затем получил чин фельдмаршала и в придачу построенный в стиле барокко дворец Бельведер в Вене.
Консерватор во взглядах на сакральное значение монархии, сторонник союза трех императоров, Фердинанд в 1891 году нанес визит в Санкт-Петербург, где был принят чрезвычайно тепло. Сам Государь Император Александр III встретил эрцгерцога на вокзале. Фердинанду был Высочайше пожалован орден Святого Апостола Андрея Первозванного.
В 1892 году эрцгерцог совершил большое путешествие вокруг света на военном корабле «Императрица Елизавета». Дневник своего путешествия, обличивший в Фердинанде дар незаурядного писателя, был издан в Вене, в 1895-1896 годах.
19 мая 1896 года скончался от тифа отец Фердинанда, незадолго перед этим выпивший стакан воды из реки Иордан. С этого дня 19 мая Франц Фердинанд становится официальным наследником престола. Заметим, что по крайней мере с началом XXвека, 19 мая совпадает с днем рождения Государя Императора Николая II, а значит и со днем Иова Многострадального.
В 1898 году эрцгерцог назначен заместителем императора в верховном командовании армией, сосредоточивая в своих руках огромную власть. Но уже через два года он готов расстаться со всеми своими привилегиями и даже с надеждой на престол во имя любви, вспыхнувшей в груди уже вполне зрелого 36-летнего человека, по общему мнению холодного и замкнутого. Любви к чешской графине Софии Хотек.
Графиня не была красавицей в общепринятом смысле. «Не красавица, но изящна и привлекательна», писал о ней князь Бернхард фон Бюлов. «Была очень мила и умела очаровывать людей», единодушно отмечают мемуары. Но главное, ее обожал муж. Говорили и писали, что за всю свою жизнь он только ее и любил.
Чтобы заслужить счастье быть с ней рядом, эрцгерцог Фердинанд выдержал публичное унижение, зачитав отречение от прав на престол для своих будущих детей от этого морганатического брака. Графиня Софья стала княгиней, а затем герцогиней Гогенберг. Эти титулы и носят на сегодняшний день потомки эрцгерцога [2].
Венчание Фердинанда и Софии состоялась в июле 1900 года в богемском замке Закупи (ранее Райхсштадт) в семейном кругу без торжественных церемоний. Хотя «молодая была уже немолода» 32 года по тем временам был нешуточный возраст для невесты, от нее невозможно было оторвать глаз. Она вся светилась от счастья. Белое шелковое платье со скользящим метровым шлейфом подчеркивало грациозность тоненькой фигуры, а бриллиантовая диадема венчала ее роскошные волосы, как корона.
И символы целомудрия и девственности – цветы мирта и апельсина, украшающие наряд невесты – говорили о том, что многолетняя любовь не склонила пару к соблазну до свадьбы (оба были очень набожными католиками).
И когда влюбленные произносили слова клятвы «...пока смерть не разлучит нас...», никто из присутствующих в тот момент не догадывался, что даже смерть через 14 лет не сможет их разлучить...
Все отмечают, что брак эрцгерцога был исключительно счастливым. Дочь София и сыновья Максимилиан и Эрнст росли красивыми и здоровыми детьми. И их отец готов был сделать все, чтобы и страна, в которой им предстояло занять все же высокое положение, стала бы устойчивой, спокойной и мирной.
Фердинанд прекрасно понимал, что большинство внутренних нестроений Австро-Венгрии происходят из-за так называемого дуализма, разделения власти между Веной и Будапештом, с непропорционально большой властью мадьярских дворян, угнетавших многонациональное население Венгрии, занимавшей в те времена почти половину территории Империи.
Около 1906 года Фердинанд составил план преобразования Австро-Венгрии, который в случае его осуществления мог надолго продлить жизнь Империи Габсбургов, снизив градус межнациональных противоречий.
План был составлен самим эрцгерцогом и Аурелем Поповичи, австро-румынским политиком и юристом. Согласно этому плану Империя превращалась из Австро-Венгрии в Австро-Венгро-Славию триединое государство, если брать национальный аспект. Но одновременно она становилась как бы Соединенными Штатами Великой Австрии образовывались двенадцать или более национальных автономий для каждой крупной народности, проживавшей в Империи. От реформирования Империи от дуалистической к триалистической модели выигрывали и Габсбурги и славянские народы. Чехи получали желаемое своё автономное государство и могли не бороться за свержение власти Габсбургов. То же касалось и других славянских автономий.
При этом официальное название империи Фердинанд видел, как Австрийская империи, без венгерской добавки.
Главным и злейшим противником триализма являлась венгерская элита, получившая в 1867 году власть над половиной территории Империи. Непримиримость к плану Фердинанда выразил его главный политический оппонент премьер-министр Венгрии граф Иштван Тисса: «Если престолонаследник вздумает осуществить свой план, я подниму против него национальную революцию мадьяр»[3].
Однако Франца Фердинанда сложно было напугать. Вместе с тем, он прекрасно понимал, что его планы требуют мира. Прежде всего с Россией. Заметим, что Фердинанд был сторонником сильной армией, но считал, что в многонациональной и неспокойной империи армия нужна прежде всего, как гарант внутреннего спокойствия.
Предупреждая рвавшегося в бой начальника Австрийского Генштаба Конрада фон Гётцендорфа, эрцгерцог прямо указывал на тех, кому выгодна война: «Войны с Россией надо избегать, потому что Франция к ней подстрекает, особенно французские масоны и антимонархисты, которые стремятся вызвать революцию, чтобы свергнуть Монархов с их тронов».
Так оно и произошло. Организаторы покушения хорошо знали, кого они решили ликвидировать, какие последствия вызовет это убийство.
Кстати, еще в 1912 году в одном из западных изданий загодя появилось предсказание некоего масонского деятеля: «Эрцгерцог осужден и умрет на пути к трону».
Внешняя сторона убийства эрцгерцога и герцогини Софьи хороша известна.
Скажем несколько слов о судьбе детей. В 1909 году титул супруги Франца-Фердинанда был повышен до герцогского, а в 1917 году император Карл I разрешил принять герцогский титул старшему из осиротевших Максимилиану, а Эрнст и София остались князьями фон Гогенберг.
Распад Австро-Венгрии лишил их всего имущества в Чехии, и из любимых замков у них остался Артштеттен. Артштеттен расположен рядом с Веной и был унаследован Францем Фердинандом от отца.
Когда в Австрию вошли нацисты, братья Гогенберг, занимавшие твердые монархическую антинацистскую позицию был посажены в концлагерь Дахау. Чтобы сломать и унизить их, а в их лице и всю аристократию, в лагере им было уготована самая унизительная работа – чистить уборные. Леопольд Фигль в будущем первый послевоенный бундесканцлер Австрии, вспоминал свое прибытие в Дахау в 1938 году: «Первыми, кого я увидел в Дахау, были братья Гогенберги с тачками, наполненными содержимым уборных. Лишенные всех титулов, состояния, свободы и элементарных человеческих условий, они все же остались несгибаемыми...
Ежечасно видя смерть перед глазами, они выносили унижения с достоинством, как и подобает представителям великой династии».
Характерно, что ни Максимилиан, ни Эрнст никогда и никому не рассказывали деталей о своем пребывании в концлагере, так как с них была взята подписка о неразглашении. Но сохранились многочисленные воспоминания очевидцев, бывших узников концлагеря, которые свидетельствуют о дисциплине, воле, а порой и героизме братьев Гогенбергов.
Например, Макс никому не рассказывал, как он спас жизнь одному цыгану в концлагере. Это стало известно лишь после войны, когда в Артштеттен прибыла шумная группа цыган с парой гусей под мышкой, разыскивая Макса, чтобы отблагодарить его за спасение их сородича в Дахау. Известны по словам свидетелей, по крайней мере два подобных случая помощи братьев узникам-евреям.
Коммунисты, монархисты и шутцбундовцы не разделяли убеждений друг друга, но в концлагере они делили поровну последнюю сигарету, последний кусок хлеба... Все, кто выжил, сохранили после войны контакты и до конца жизни оставались друг с другом на «ты».
Пока братья были в концлагере, нацистские власти конфисковали все их имущество в пользу Рейха. Это было самая крупная частная конфискация в Третьем Рейхе.
Арест братьев Гогенбергов вызвал многочисленные волны протеста за рубежом. Макс был выпущен из лагеря через полтора года, но до конца войны он находился под домашним арестом под наблюдением гестапо. А Эрнста перевели в другой концентрационный лагерь Заксенхаузен, откуда он вышел в 1943 году, пробыв в концлагерях в общей сложности более пяти лет. Эрнст, самый младший из троих детей Франца Фердинанда, умер раньше брата и сестры в возрасте 49 лет в 1954 году. Годы в концлагерях безвозвратно подорвали его здоровье.
Сестра Софи, в замужестве графиня Ностиц-Ринек, тоже хлебнула горя – война отняла у нее двух старших сыновей. После войны, когда в Чехословакии к власти пришли коммунисты, у Софи в очередной раз было все конфисковано, и ее семья вынуждена была на грузовике с минимумом вещей спешно покинуть страну.
Зато Макс был назначен советскими властями мэром Артштеттена, оказавшегося в зоне, освобожденной советской армией. Кажется, это единственный случай в мировой истории, когда коммунисты назначили мэром города герцога.
Герцог Максимилиан умер в 1962 году в Вене и был похоронен рядом с родителями и младшим братом в родовой усыпальнице в Артштеттене. Его похороны превратились в многолюдную процессию как и полвека назад во время похорон его родителей. Церковь в Артштеттене не смогла вместить всех желающих.
Старший сын Максимилиана Франц Фердинанд (внук эрцгерцога Фердинанда) женился на Принцессе Елизавете Люксембургской (сестре Великого Герцога Иоанна). Их старшая дочь Анита (внучка Максимилиана и правнучка Фердинанда) по-прежнему владеет замком Артштеттен, где похоронены эрцгерцог Франц Фердинанд и герцогиня София.
Поскольку у Франца Фердинанда были только две дочки Анита и София, то титул герцога перешел ко второму сыну Максимилиана Георгу, на сегодняшний день старшему в роду Гогенбергов. Вместе с Анитой фон Гогенберг в Артштеттене проживает ее племянник князь Лео Иоганнес (28.IX.1964), сын князя Альбрехта (род. 1931), третьего сына герцога Максимилиана с женой Розалин фон Гогенберг (Розалинда Роке Аллкофорадо) и детьми Женевьевой (08.03.1998) и Адриеном (29.10.2003).
Учитывая наследственные симпатии к России семьи Гогенберг, не вызовет удивления факт, что с 9 по 11 мая 2014 года, по приглашению правнуков эрцгерцога Франца Фердинанда Ее Светлости княгини Аниты фон Гогенберг и Его Светлости князя Лео Иоганнеса фон Гогенберг, а также австрийских монархических кругов, состоялся визит в Австрию советника Первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей, начальника Войсковой Православной Миссии Игоря Евгеньевича Смыкова. В рамках отмечаемого в этом году столетия начала Великой войны в столицу Австрии им был доставлен из Москвы чтимый мироточивый образ Царя Николая Второго. Визит этот достаточно широко освещался в средствах массовой информации.
Но пока не получило должной огласки необычайное явление, а вернее чудо, свершившееся во время этого визита.
10 мая 2014 года Чудотворный образ Государя прибыл в уже знакомый нам замок Артштеттен, расположенный близ долины Вахау в Нижней Австрии, резиденцию семейства Гогенбергов. Добавим только, что замок Артштеттен впервые упомянут в хрониках тринадцатого столетия, но и сейчас сохраняет свою красоту и мощь. Изящное светлое здание замка с башенками, увенчанными куполами луковичной формы и красной черепичной крышей высится над Дунаем и является истинным украшением окружающего пейзажа. Неудивительно, что Артштеттен был выбран для изображения на коллекционных монетах достоинством в 10 евро.
Артштеттен стал одной из любимых резиденций наследника Венского трона. Франц Фердинанд выбрал Артштеттен и как место своего упокоения. В замке Артштеттен находится музей, в котором тщательно сберегаются все документы, которые так или иначе были связаны с жизнью и смертью эрцгерцога. В фамильном склепе замка и был похоронен эрцгерцог Фердинанд вместе с любимой супругой Софией после их убийства в Сараево 28 июня 1914 года наемниками мирового масонства.
В память приближающегося столетия этой трагической даты, в присутствии мироточивого образа Царя-Мученика собрались 10 мая 2014 года в усыпальнице Артштеттена потомки эрцгерцога Фердинанда Ее Светлость Княгиня Анита фон Гогенберг, Его Светлость Князь Лео Иоганнес фон Гогенберг и его супруга Княгиня Розалин фон Гогенберг. Присутствовали также Александр Дольцер, барон Равенсбургский, начальник Войсковой Православной Миссии Игорь Смыков и известная австрийская писательница-славистка, биограф семьи Императора Николая Второго Элизабет Хереш. Игорь Евгеньевич Смыков прочитал акафист перед мироточивой иконой Государя Николая Второго.
Во время чтения акафиста и свершилось чудо. Свидетельствует Ее Светлость Княгиня Розалин фон Гогенберг:
«В то время, как господин Смыков прочитал молитву, стало совершенно ясно, что фон иконы испытал изменение и излучение вокруг головы Императора Николая стало принимать золотой блеск.
Выглядело это так, как будто вокруг Его головы испускались лучи и синие точки Его наряда также стали лазурно блестеть, а Его лицо стало пластично, пропорции стали исправлены по отношению к иконописи.
Его уста открылись в движении, ясно выделилась Его борода, а также ясно стало видно, что Его губы двигаются, что-то произнося, но я не смогла понять, что Он говорил.
Его рука сделала благословляющий крест, затем раздался особенно сильный запах благоухания от иконы. и показалось, как будто вся Его фигура освободилась от фона, от Его головы испускались золотые лучи.
После благословения, это излучение еще продолжалось, уста Царя сомкнулись и явление постепенно удалилось назад.
Выражение Его лица излучало умиротворение и произвело [на меня] впечатление, что Ему все было угодно, Он был доволен». [10 мая 2014 г, Замок Артштеттен, написано собственноручно Ее Светлостью Княгиней Розалин фон Гогенберг, переведено на русский язык доктором Элизабет Хереш].
Чудо произвело сильное впечатление на всех присутствовавших. Потомки одной из старейших и значимых династий Европы, ощутили, что Святой Император Николай дает им Свое отеческое благословение.
Значение случившегося, далеко выходит за рамки «семейного чуда» в усыпальнице замка Артштеттен. И чтобы в какой-то степени осознать это значение, нам следует вспомнить события предшествующие столь катастрофичной для последних христианских монархий Европы Первой мировой войны.
В 1887 году Ф. Энгельс в статье «Введение к брошюре Боркхейма…» с абсолютной точностью наметил сценарий, грядущей почти через тридцать лет мировой войны, и предсказал ее результаты. Главный из этих результатов – гибель всех основных христианских монархий Европы, включая русскую и германскую.
С 1888 года в английских масонско-оккультных кругах циркулирует карта будущего облика Европы после мировой войны.
Австрийская монархия на этой карте расчленена в ряд республик. Германская федеративная республика сохраняет менее половины территории Германской империи. Российская империя преобразована в славянскую конфедерацию. Все западноевропейские выходы к морям на этой карте заштрихованы, как зоны влияния Англии – в классической геополитике силы «Океана», воюющей с «Континентом».
Наконец в лондонском еженедельнике «Правда», в предновогоднем выпуске 1890 года, − за 24 года до начала Первой мировой войны, − некий Генри Лабушер, член парламента и издатель означенного еженедельника, поместил карту будущей Европы, весьма напоминающей контуры этой Европы конца XX века.
Монархий естественно нет, последние монархи в левом верхнем углу идут под конвоем согнувшись в работный дом или в тюрьму, а на месте России – огромное багровое пятно с черными буквами «Русская Пустыня».
Считается, что Лабушер принадлежал к определенным кругам в Лондоне и Ватикане, которыми и была составлена программа будущих войн, революций и уничтожения христианских монархий.
Тогда же была сформулирована некая задача. Формулировка этой задачи такова:
Уничтожение трех самых сильных монархий мира: России, Германии и Японии, путем стравливания их в войны между собой.
При этом четко объяснялось, чем каждая из этих держав опасна для достижения планов мирового сообщества:
- Россия − сильна верой,
- Германия − крепка государственным порядком,
- Япония − несокрушима национальным духом.
Если монархическая власть в какой-либо из этих стран не сможет быть уничтожена сразу, то она должна быть приведена к состоянию фактического бессилия.
Особой опасностью признавалась возможность заключения союза между тремя этими державами или хотя бы любыми двумя из них.
Говоря языком геополитики, ось Берлин – Москва (Петербург) – Токио так армировала бы «Континент», иначе Мировой остров, в терминологии классика британской геополитики Хатфорда Маккиндера, − сделала бы его настолько несокрушимым, что об него разбились бы все волны мирового «Океана».
Об этой оси мечтали германские адмирал фон Тирпиц, и генерал Хаусхофер, японский граф Гото Симпэй – «патриот Японии и друг России», и многие-многие их единомышленники. Судя по всему, были адепты этой оси и у нас.
Но также понятно, что основой политики англосаксонских стран и их клевретов было стремление, ни в коем случае не допустить создание такой оси, а напротив, ввергнуть наши страны в самоубийственную схватку. Прежде всего, Германию – Срединную Европу (Mitteleuropa) и Россию − Сердцевину Земли (Хартленд).
Проводилась и проводится эта политика, как традиционными средствами, так и через воздействие на политику интересующих стран через агентов влияния и фигуры манипулирования. А также, и прежде всего, – через коррекцию мировоззрения населения – прежде всего элиты населения! − страны, которую следовало уничтожить, или, во всяком случае, резко ослабить.
Очевидно, что подобная коррекция мировоззрения в последние два-три века была проведена у значительной части русского образованного общества. Разумеется, соответствующая работа проводилась и с германской элитой.
Адмирал Тирпиц поражался тяготению немецкой интеллигенции к западной, т.е. англосаксонской, «утилитарно-капиталистической массовой культуре», менее способной «оплодотворить германский дух, нежели упрямый идеализм русских и Востока».
Держа в уме вышесказанное, значительно яснее становится многое непонятное и загадочное в Царствовании Николая Александровича, тот перебор «несчастливостей», не вкладывающийся ни в какую теорию вероятностей, не говоря уж про простой здравый смысл.
Становится понятным, что войны русско-японская и Мировая, наша катастрофа 1917 года и последовавшие за ней, равно как гибель германской и австро-венгерской монархий, стали результатом отнюдь не случайного стечения тяжелых обстоятельств, а, результатом:
− серьезной и планомерной деятельности, десятилетиями и веками, весьма разных сил в России, и на Западе;
− от ленинской РСДРП, Маркса, Энгельса, английских, французских и прусских масонов, до Ватикана, английского королевского двора, американского Белого Дома, отнюдь не только революционеров, но и благонамеренных интеллектуалов, клерикалов и либералов.
Действия столь разных сил, внешне разрозненных и не имеющих внешнего отношения друг к другу, по сути своей очевидным образом подчинены одному плану, имеющему столь же очевидно религиозную цель: сокрушение всемирными антихристианскими силами − Христианства, прежде всего в лице Православия и его земного оплота Российской Империи.
Православный взгляд на мировую историю с очевидностью показывает, что осью ее после воплощения Христа является непрекращающаяся война мирового зла с «Удерживающим», стоящим на пути прихода антихриста. Можно считать общеизвестным, что в рассматриваемую эпоху задачу сдерживания этого зла всей тяжестью легла на православного Царя.
Но, пусть непривычно это звучит, определенная часть в деле «удержания» выпадала и на долю таких христианских монархов, как самый могущественный католический монарх – император Австро-Венгрии и самый могущественный из протестантских – Германский император. По-своему они также «держались начал христианских», вызывая тем самым иррациональную ненависть к себе со стороны сил «нового мирового порядка».
Держался «начал христианских» и Наследник Престола Австро-Венгерской монархии эрцгерцог Франц Фердинанд. Более того, в отличие от многих высших кругов Венского двора, он считал себя другом России. Подчеркнем еще раз, что эрцгерцог Фердинанд был категорическим противником войны в Европе, желал найти общий язык с Российским Императором Николаем II и восстановить Союз трех императоров, объединявший Россию, Германию и Австрию. Эрцгерцог говорил:
«Я никогда не поведу войну против России. Я пожертвую всем, чтобы этого избежать, потому что война между Австрией и Россией закончилась бы или свержением Романовых, или свержением Габсбургов, или, может быть, свержением обеих династий...».
В 1907 году Фердинанд лично инструктировал дипломата, отбывавшего с миссией в Петербург:
«Скажите в России каждому, с кем будете иметь возможность поговорить, что я друг России и ее Государя. Никогда австрийский солдат не стоял против русского солдата с оружием в руках... Мы должны быть добрыми соседями.
Я одобряю старый союз трех императоров».
В 1913 году, за год до катастрофы, эрцгерцог написал пророческие слова:
«Война с Россией это наш конец... Неужели австрийский император и русский царь должны свергнуть друг друга с тронов и открыть дорогу революции».
Именно эта твердая христианско-монархическая позиция сделала эрцгерцога Фердинанда первой жертвой международной провокации, вошедшей в историю под именем Великой войны.
Проходят дни, не отличить от мрака.
И смотрит вдаль, как в воду музыкант,
Святую воду. Я не знаю страха...
Да здравствует эрцгерцог Фердинанд! [4]
И свершившееся 10 мая «преображение» лика Государя-Мученика на его мироточивой иконе в присутствии потомков эрцгерцога явно свидетельствует, что Господом приняты усилия не только Удерживающего, но и тех, кто посильно способствовал Ему в деле удержания мирового зла. Случившееся приподнимает завесу над тайнами прошлого, и тем самым дает надежду в настоящем и будущем тем, кто верен заветам христианско-монархической европейской государственности. Сейчас уже только слепой не видит, что только она действительно препятствовала стать европейскому человечеству на путь древнего Содома.
Чудо иконы Царя-Мученика Николая в усыпальнице замка Артштеттен говорит, на мой взгляд также о том, что в чаемом нами возрождении Святой Руси, возможными союзниками нашими в сегодняшнем противостоянии мировому злу могут стать потомки тех, кто и сто лет назад до смертного часа противостоял этому злу.
1. Существует точка зрения, что на самом деле произошло политическое убийство, замаскированное под самоубийство.
2. Как пишут энциклопедии: Гогенберги (Hohenberg) старшая ветвь Лотарингского дома, в число Габсбургов не входящая по причине своей морганатичности. Это потомки австрийского эрцгерцога Франца-Фердинанда и его неравнорожденной супруги Софии Гогенберг, убитых в Сараево летом 1914 года. После брака Франца Фердинанда и Софии Хотек в 1900 году император Франц Иосиф возродил для нее древний габсбургской титул светлейшей княгини Гогенберг, дозволив передать сей титул будущим детям. Детей этих было трое Максимилиан (1902-62), Эрнст (1904-54), и София (в браке графиня Ностиц; 1901-1990).
3. Эти слова премьера позволяют допустить, что в Сараевском убийстве есть и венгерский след.
4. По памяти воспроизведены строки из поэмы моего университетского друга Валерия Шленова, посвященной памяти эрцгерцога Фердинанда.