Московскiя Въдомости
16+

Александр Каревин, историк (Киев)

Митрополит Онуфрий: «Кто такие бандеровцы я знаю не понаслышке. Они убивали»

Избрание Собором епископов Украинской Православной Церкви митрополита Онуфрия предстоятелем УПЦ, а затем интронизация новоизбранного владыки, вполне естественно привлекли внимание общества к этим событиям, породив, вместе с тем, целый ряд вопросов. Кто такой новый предстоятель? Каким путем пойдет ныне Православная Церковь на Украине? Сможет ли она в создавшихся условиях выступить в качестве миротворца, остановить бойню в Донбассе, вразумить своего прихожанина Петра Порошенко, убедить его не продолжать эту преступную войну? Попробую, опираясь на имеющуюся информацию, изложить свою точку зрения.
Вынесенные в заголовок статьи слова были сказаны владыкой Онуфрием (тогда еще митрополитом черновицким, а не киевским) несколько лет назад в интервью для документального фильма «Три сестры». Я был автором сценария того фильма. К сожалению, в окончательный вариант эти слова не вошли, хотя, как по мне, они идеально вписывались в контекст фильма. Речь там шла о бандеровцах как о предателях своего народа. Однако российский режиссер Вячеслав Матвеев (собственно, он и брал интервью) посчитал иначе. А последнее слово при создании фильма остается все-таки за режиссером.
Думаю, будет правильным обнародовать выше процитированное высказывание церковного иерарха теперь. Тем более что западноукраинское происхождение митрополита Онуфрия вызвало настороженность у некоторых людей, пусть и симпатизирующих православию, но далеких от Церкви и малоинформированных. Дескать, чего можно ждать от западынца? Во всяком случае, высказывания в этом смысле появились на интернет-форумах.
Уверен, что выражаемые опасения необоснованны. Во-первых, не следует всех выходцев из Западной Украины стричь под одну гребенку. Западынец западынцу рознь. Буковина (уроженцем которой является нынешний первоиерарх УПЦ) – не Галиция. А, во-вторых, пребывание в непростые послевоенные годы на Западной Украине, где тогда свирепствовали головорезы УПА, позволило теперешнему владыке составить представление о происходившем не по пропагандистским брошюркам или заидеологизированным учебникам. О бандеровщине он, действительно, знает не понаслышке. А, значит, наверняка сознает к какому концу влекут Украину современные бандеровцы, развязавшие междоусобную войну в нашей стране. И говорит митрополит обо всем этом, руководствуясь не какими-либо политическими соображениями и симпатиями, а стремлением к правде.
Насколько могу судить, таковым стремлением предстоятель нашей Церкви старался руководствоваться всегда, вне зависимости от политической конъюнктуры. Именно это стремление побудило его в начале 1990-х годов выступить против попыток занимавшего место киевского митрополита Филарета (Денисенко) втянуть УПЦ в политические игрища и отделить ее от Русской Православной Церкви. Разгневанный Филарет грозил непокорному архиерею всякими карами и даже сместил его с черновицкой кафедры. Но владыка Онуфрий (еще епископ, а не митрополит) не испугался и не уступил. На кафедре его потом восстановили, а Денисенко, наоборот, был низвержен из сана, позднее предан церковному суду, отлучен от Церкви и утратил всякий авторитет у верующих. (Ныне он подвизается в роли «патриарха» так называемого «Киевского патриархата», который в православном мире Церковью не признают).
В те годы я слышал много мнений об Онуфрии от людей, принадлежавших к церковной среде. Все отзывы были очень положительными.
Надо полагать, что именно стремление к правде побудило митрополита Онуфрия уже в этом году выступить против безоговорочного курса властей Украины на евроинтеграцию и напомнить, что современная Европа во многом является антихристианской. Да и истерика, с которой весть об избрании этого архиерея предстоятелем УПЦ была встречена украинской «национально сознательной» публикой, весьма показательна.
Позволю себе утверждать, что православную иерархию на Украине возглавил очень достойный человек. Он тверд в вере, авторитетен, обладает необходимыми знаниями (в том числе – актуальными знаниями о нашем прошлом). Другой вопрос, сумеет ли церковный лидер повлиять на лидера политического?
Вопрос сложный. Да – Петр Порошенко является прихожанином УПЦ. Чужая душа – потемки и мне трудно сказать, насколько президент Украины искренен в своей вере в Бога. Евангелие советует в таких случаях судить о человеке по делам его, а не по словам. Дела же г-на Порошенко, увы, далеко не праведны, проводимая им политика - явно не православная. Продолжение боевых действий в Донбассе, нежелание пойти на компромисс, примириться с Россией – наглядные тому доказательства. Хотя, конечно, не все зависит от президента. В своих действиях он вынужден подчиняться влияниям, не имеющим с верой в Бога ничего общего.
По-видимому, под воздействием этих влияний президент все сильнее будет отдаляться от Православной Церкви. Не исключено, что само избрание митрополита Онуфрия предстоятелем УПЦ он воспринял как личное поражение, поражение всей нынешней украинской власти, как протест церковных кругов против теперешнего политического курса (то есть – и против продолжения войны).
И неудивительно. Митрополит Онуфрий не участвует в политических комбинациях, тогда как украинским властям, судя по всему, Церковь нужна как средство для политических интриг. Украинским властям хочется иметь под рукой некую карманную «церковь» и марионеточного «первоиерарха». Но митрополит Онуфрий марионеткой не был и, смею предположить, никогда не будет. Официальному Киеву предпочтительно слить воедино УПЦ с псевдоцерковными политическими группировками (то, что при данном раскладе Церковь по сути перестанет быть Церковью, политиков не волнует). Однако нынешний киевский митрополит четко дал понять, что на это не пойдет.
Иными словами, правящему режиму требуются замполиты в рясах, Церковь же предлагает ему духовных пастырей. Противоречия при складывающихся обстоятельствах неизбежны.
Отсюда и надо исходить. Украинская Православная Церковь выступает против войны, за скорейшее достижение мира, прекращение страданий людей. Думаю, киевский митрополит сделает в этом отношении все возможное. Но не стоит требовать от него невозможного. Аргументы Церкви не будут иметь для Петра Порошенко и его окружения первостепенного значения. Режим продолжит следовать прежним политическим курсом, печальные последствия которого украинцам и дальше предстоит ощущать. 

Источник.

Просмотров: 1999

Другие комментарии экспертов

МИД РОССИИ
22.08.2014 13:26
В связи с началом доставки российской гуманитарной помощи в юго-восточные районы Украины.
Ермек Тайчибеков, политический публицист (Казахстан)
21.08.2014 22:41
Победа будет за нами, все еще впереди!

Комментарии пользователей

7527-й год от сотворения мира
2019-й год от Рождества Христова