... Обычно в колонке перед летним перерывом я писал о проклятии месяца августа в российской новейшей истории: путч, дефолт, война в Осетии… Писал, надеясь, что сезонная магия не сработает. Это было что-то вроде молитвы — чтобы не случилось беды. Сейчас я точно знаю, что беда будет. Это будет плохой август.
В начале года мы написали остроумный текст про четырнадцатые годы за тысячу лет российской истории. Где-то в районе 1514-го старец Филофей написал о Третьем Риме, в 1814-м был взят Париж — много чего случалось во второе десятилетие разных веков. И это казалось игрой, каким-то боком привязанной, правда, к столетию Первой мировой, которая закрутила все причины и следствия в двадцатом веке. Наступил век двадцать первый. Прошло ровно сто лет — 2014 год. Никакой мистики, история ползет без пафоса, мешая с кровью грязь и ложь.
Мы до последнего не верили в возможность братоубийственной войны между русскими и украинцами. В это и сейчас невозможно поверить. Бред. Уже в разгар кровавого конфликта в Донбассе мы думали, что вот сейчас это можно остановить — чуть-чуть друг другу объяснить, и развеется морок. Я и сейчас надеюсь и даже верю. Но думаю, что маловероятно.
Когда произошла трагедия с малайзийским боингом, я надеялся, что хотя бы эта страшная беда заставит мировое общественное мнение обратить внимание на то, что в Донбассе идет полномасштабная война. Ведь в тот же день только в Луганске погибло не менее двадцати мирных жителей.
Западные коллеги написали, какие прекрасные люди летели в этом лайнере. Правильно сделали. Неправильно то, что многих погибших в Донбассе никто не знает поименно. Что это были за люди, как шутили, о чем мечтали, сколько любви вместе с ними ушло из мира. Этого никто не замечает. Война продолжилась. Более того, наступление лояльных Киеву войск активизировалось, обстреливают и полумиллионный Луганск, и миллионный Донецк. Причем в адской логике: раз самолет сбит ракетой, то виноваты ополченцы и лично Путин, а значит, надо продолжать бомбить. А ведь никакие смерти не стоят других! Убийство не оправдывает убийство.
На момент сдачи номера не было ясных доказательств того, кто именно выпустил ракету. Может быть, и ополченцы — в последний месяц они сбивали военные самолеты, в том числе довольно высоко. Может быть, украинская армия — у них точно было чем. Но совершенно ясно, кто именно воспользовался трагедией: украинские власти и их союзники в США. Ведь вдруг оказалось возможным форсировать военные действия (против террористов все средства хороши) и перейти на предельно ультимативный тон в дипломатии: перестаньте поддерживать «террористов», не мешайте разбомбить и покорить Донбасс, иначе Россия будет изгоем.
Это похоже на новый исторический цикл: одно преступление тянет за собой другое. Был бы рад ошибиться. Очень хочется, чтобы эта война закончилась. Чтобы можно было заняться любимыми мирными делами. Пусть будет так.