О том, к чему могут привести санкции в отношении России, насколько реальна угроза дальнейшего продвижения НАТО на Восток, как будет реагировать Россия на развитие ситуации, РИА Новости рассказал заместитель секретаря Совета безопасности РФ Евгений Лукьянов.
Эскалация международной напряженности в связи с кризисом власти на Украине является главной темой новостей в России и за рубежом. Фактически речь идет о возможности распада Украины на части в результате гражданской войны. Кроме того, уже сейчас в Киеве обсуждается вопрос вступления страны не только в Евросоюз, но и НАТО.
Между тем Украина является ближайшим соседом России, государством исторически, политически, экономически тесно связанным с нашей страной. Москва внимательно следит за событиями на Украине, отвергая при этом обвинения Запада в непосредственном вмешательстве во внутренние дела соседа.
О том, к чему могут привести санкции в отношении России, насколько реальна угроза дальнейшего продвижения НАТО на Восток, как будет реагировать Россия на развитие ситуации, руководителю профильной редакции РИА Новости Сергею Сафронову рассказал заместитель секретаря Совета безопасности РФ Евгений Лукьянов.
— Евгений Владимирович, с какой целью на Украине находятся американские наемники частной охранной компании Greystone?
— Во-первых, пока до конца не известно, насколько активно работает эта компания на Украине. Но уже сейчас можно со всей уверенностью сказать, что речь идет не только об американских наемниках, а об активной деятельности на украинской территории так называемых советников Вашингтона. Я говорю о специалистах разведсообщества и силовых органов США, которые, естественно, не ограничиваются советами, а вырабатывают стратегическую линию, в строгом соответствии с которой руководством страны принимаются решения.
Мы уже с такими "советниками" сталкивались на собственном опыте. В ходе своей апрельской беседы с прессой президент России отметил, что у Чубайса во времена приватизации советниками являлись кадровые сотрудники ЦРУ. Что они насоветовали, мы все видели.
Что касается присутствия на Украине наемников Greystone, то из СМИ нам известно, что эта фирма получила контракт от правительства Украины для проведения работы и оказания услуг по наведению конституционного порядка в этом государстве. Уверен, что это высокопрофессиональные специалисты, несомненно, более подготовленные, нежели мужчины юго-востока Украины, которые, в свою очередь, не имеют боевого опыта и взяли в свои руки оружие для защиты собственных домов и семей.
— Они могут реально повлиять на ход событий на юго-востоке Украины?
— Если США руками наемников, потомков "диких гусей" Боба Динара хотят что-то сделать на Украине, то это иллюзия. Это же не африканская страна, где можно было с помощью 20-30 человек захватить президента и вместо него посадить своего ставленника. Если такие методы переносятся на Украину, как калька, то это по меньшей мере вызывает скепсис, если не иронию. Беда в том, что на плечах Яценюка и других политиков во власть врывается публика, которую в цивилизованном обществе иначе как люмпенами назвать нельзя.
Если США ради своих внешнеполитических целей готовы использовать радикальных инсургентов, то возникает вопрос — где же их нравственные пределы, которые позволяют им использовать фашистов, в войне с которыми США и СССР были союзниками? Это шокирует и настораживает.
— Может ли участие иностранных наемников спровоцировать Россию на военное вмешательство?
— Мы не хотим дальнейшей военной эскалации на Украине, в России, Европе и в мире в целом. Спровоцировать нас на неадекватные действия до сих пор не удалось и будет весьма трудно и в дальнейшем.
Очевидно одно, что любые действия, предпринимаемые иностранными наемниками и украинской национальной гвардией, а именно диверсионные акции, террор, физическое устранение несогласных, уничтожение объектов инфраструктуры юго-востока, включая транспортные линии, линии электропередач, водоснабжение, АЭС, шахты, — все это будут приписывать ополчению востока в самых худших традициях информационной и психологической войны.
— Но Запад нас уже упрекает в концентрации войск на границе с Украиной и проведении крупномасштабных учений.
— В чем только нас не упрекают. Нас обвиняют в том, что мы демонстрируем угрозу силой при проведении наших маневров на нашей же территории. Требуют полного отвода войск. Но давайте разберемся, почему нам не проводить маневры, не проверять боеспособность наших частей, когда события на Украине при том замысле, который, наверное, существует в определенных штабах на Западе, должны привести в том числе к продвижению НАТО на Восток?
Напомню, что, несмотря на все обещания не расширять НАТО на Восток, уже сейчас Прибалтика — это натовская территория. И это в 150 километрах от Санкт-Петербурга. Выполнением тех самых обещаний, по мнению наших западных партнеров, должны заниматься те, кто нам их давал, то есть люди, которые уже не находятся у власти.
Говорят, что Украину сейчас в НАТО принимать не будут. Действительно, это сложное организационное мероприятие, для этого нужна серьезная перестройка сил и органов управления и еще многое другое. Но можно обойтись малой ценой — ввести войска НАТО под предлогом обеспечения безопасности стратегических объектов, например, АЭС. И какая тогда разница для России, как это будет называться — член НАТО или территория, где размещены войска НАТО. Такой сценарий тоже возможен.
— То есть цель Майдана — дальнейшее продвижение НАТО на Восток? Почему же в XXI веке так происходит? Мир не становится более цивилизованным?
— По всей видимости, это одна из целей. Наша страна пережила за минувший век три формации — мы были империей, затем Советским Союзом и сейчас стали Федерацией. На протяжении всего этого времени у нашей страны были различные партнеры и союзники, однако бессменными оставались только два — армия и флот. Это жесткая имперская оценка Александра III, но другой нет. У всех государств есть свои национальные интересы, и то, что они не совпадают с интересами других стран, это нормально. Понятно, что в ряде стран нас откровенно не любят, нам завидуют, но мы и не требуем любви, мы настаиваем на необходимости соблюдения норм международного права, суверенных прав государств и недопустимости вмешательства в их внутренние дела. Мы не приемлем надуманных обвинений. Россия, в отличие от обвинителей, не инициировала государственный переворот на Украине и на протяжении всех последних месяцев последовательно действовала в интересах стабилизации обстановки в этом соседнем государстве и недопущения его распада.
— У Совета безопасности РФ есть рецепты лечения подобных болезней?
— Каждая война заканчивается миром, то есть проведением мирного конгресса или конференции. Вторая мировая война тоже закончилась конференцией и созданием ООН. Организации, которая была создана, чтобы регулировать отношения между государствами дипломатическими методами. После этого началась "холодная война", за время которой в мире произошли десятки вооруженных конфликтов, в том числе поражение США во Вьетнаме и СССР в Афганистане.
Но у США сложилось впечатление, что "холодная война" закончилась только поражением СССР и его распадом. Это спорно, но возможно.
Итогов никто не подводил, и выводов сделано не было. Возник просто однополярный мир во главе с американцами.
Однако данный статус-кво сохранялся относительно недолго. На мировой арене появились новые центры силы, в том числе это страны, входящие в объединение БРИКС. Да и сама Россия смогла встать на ноги. Государства начали открыто заявлять о своих интересах и требовать уважать их основополагающие права. Таким образом, гегемония США на мировой арене подошла к концу, с чем в Вашингтоне, конечно же, согласиться не могут.
Мы не СССР. Россия — другое государство, участник мирового процесса, мы хотим иметь свое слово, у нас есть свои национальные интересы, которые мы готовы отстаивать. И это вызвало неадекватную реакцию на Западе, близкую к истерике. Но не учитывать фактор России в мире нельзя.
Нужно садиться и договариваться по итогам "холодной войны". Должен быть глобальный конгресс, который должен собрать всех ключевых игроков. Сейчас другой организации для такой задачи, кроме ООН и Совбеза ООН, в мире не существует.
В противном случае нет правил игры, нет договоренностей. А они будут нарушаться особенно тогда, когда нет четких обязательств. И тогда мир будет становиться все менее и менее управляемым и более хаотичным. Понятно, что навести инженерный порядок невозможно, но максимально учитывать интересы всех ключевых игроков на этой площадке необходимо. Иначе мы будем уходить все дальше и дальше от понимания картины мира как таковой, интересов участников этого процесса, завышая при этом свои ожидания и занижая возможности оппонентов.
— Возвращение Крыма в состав России привело к санкциям со стороны США и Евросоюза. Насколько они критичны для России и нужно ли нам на них отвечать контрсанкциями?
— Мир сегодня очень компактен, особенно в условиях глобализации, взаимопроникновения экономик. Санкции уже применялись и раньше. Помните Наполеона, который хотел блокировать Британию? Это был один из первых глобальных проектов применения санкций, который и тогда в итоге не сработал. Есть недавний пример и у США в отношении Ирана. Но легко и спокойно можно вводить санкции против страны, где нет американских инвестиций, где не работают американские компании, где нет их граждан.
Другое дело — Россия, которая включена в мировую экономику. Ограничения на поставки нам определенной продукции приведут к утрате рынка сбыта для ее производителей, а это скажется на финансовых балансах отдельных корпораций. Аналогичный эффект будет иметь и запрет на экспорт российских товаров за рубеж.
Вот лишь несколько примеров: "Боинг", который недавно выпустил Dreamliner и получил огромное количество заказов и контрактов со сроками исполнения и возможными штрафными санкциями в случае несвоевременного выполнения обязательств. Но титан для этих чудо-самолетов поставляется из России. А если он перестанет поступать, сколько репараций получит "Боинг" за срыв поставок? Наверное, это не лучшее развитие событий для "Боинга".
Европа тоже угрожает. Есть Польша, Латвия, Литва, которые поставляют нам свинину. Но в Белоруссии она не хуже, а лучше.
Несколько тысяч предприятий с участием немецкого капитала сейчас работают в России. Напрямую в реализации этих проектов задействованы около 300 тысяч немцев. Косвенно — 600 тысяч, плюс семьи, итого 2,5 миллиона человек завязаны на отношения с Россией.
Наверное, если к 5 миллионам безработных, которые есть сегодня в Германии, прибавить эту цифру, то картина для немецкого правительства будет невеселой. Это же избиратели.
Я уже не говорю про французские "Мистрали" за 1,2 миллиарда евро. Что они с ними будут делать в случае расторжения контракта и уплаты неустойки? Не говорю уже о 30% потребностей Европы в энергоносителях, которые покрываются за счет РФ. А наш товарооборот с ЕС? Это более 400 миллиардов долларов США…
— Вы хотите сказать, что руководители Запада не до конца отдают себе отчет в последствиях для своих стран от введения санкций против России?
— Судите сами. 5 миллиардов долларов были истрачены США на подготовку Майдана. Интересно, советники Обамы докладывали ему, что в результате всех этих действий Крым вернется в РФ? Или что рейтинг Путина после этого зашкалит за 80%. А надо было бы доложить, чтобы он подумал, стоит ли тратить такие суммы. Получается, что советники Обамы — наши главные помощники. Сыграли свою роль и 23 года политики Киева по отношению к Крыму.
А хотели они нам отомстить за сирийское химическое оружие, за иранскую ядерную программу, за господина Сноудена, может, еще за что-то, короче, хотели "подложить такого ежа под наше тело". Подложили, но сами укололись.
Единственный их успех — это временный испуг Евросоюза, который может быть использован для консолидации структур НАТО. Мы в оценке современного мира ушли от стереотипов "холодной войны", а они нет.
— События на Украине — это еще и повод прекратить переговоры с РФ по ПРО. Так ли это?
— Уверен, что изначально проект ПРО не предполагал участие РФ на равных условиях. Никаких двух процессинговых центров, никаких систем обмена в реальном режиме времени никто в США не предполагал.
Но не надо забывать, что возможность размещения элементов ПРО — это решение суверенных правительств Польши, Румынии, Турции, может, еще Японии. Нам, конечно, удовольствия данное решение этих стран не доставляет. Главное, чтобы люди в этих странах осознали, что они становятся заложниками разболтанной американской практики. За это им дают лишь подачки с барского стола, называют равноправными партнерами, которыми они, несомненно, в глазах Вашингтона на самом деле не являются. Это иногда в частных беседах признают высокие государственные деятели этих стран.
Только Россия сегодня — это не Югославия, которую можно было разбомбить. Мы не Сирия и ни одна из других стран, которые Запад "демократизировал" до такой степени, что во многих из них на долгие годы посеян хаос, а территориальная целостность ряда государств и вовсе под большим вопросом.
— Какова роль Польши в событиях на Украине?
— Роль Польши в событиях на Украине значительна. Лагеря по подготовке боевиков на территории этой страны функционировали много лет. Возможно, и сейчас существуют. Но с середины 2000-х годов эта подготовка велась, это точно.
— Почему в Польше, а не на Западной Украине, например?
— Наверное, Януковичу было бы совсем стыдно слышать от нас, что американские инструкторы на территории его государства готовят боевиков.
— Реально ли заключение не временного, а глобального перемирия между сторонами конфликта на Украине? На каких условиях ДНР и ЛНР могут согласиться с мирным планом урегулирования, который Киев должен предложить Луганску и Донецку?
— Нам бы очень хотелось, чтобы перемирие соблюдалось, а также не имело никаких сроков. Надеемся на ответственность всех сторон при соблюдении тех хрупких договоренностей, которые удалось достичь на днях.
Чтобы понять, согласятся ли с мирным планом урегулирования представители восточных республик, надо сначала выслушать их, узнать их условия и найти взаимоприемлемые решения. Сейчас все зависит от Киева.
Со своей стороны, Россия дала четкий сигнал нынешнему украинскому руководству о важности продолжения данной работы и недопустимости продолжения геноцида собственного народа.
Вы знаете, что президент России поддержал мирный план Порошенко, обратился к Совету Федерации об отзыве разрешения на использование российских войск на Украине. Были предприняты и другие шаги, направленные на деэскалацию напряженности.