ЕСЛИ МЫ БУДЕМ ПОДДЕРЖИВАТЬ ИНОСТРАННЫЕ ПЛАТЕЖНЫЕ СИСТЕМЫ, ТО МОЖЕМ ПОПАСТЬ В ОЧЕНЬ НЕПРИЯТНУЮ СИТУАЦИЮ
М.В: Валентин Юрьевич, в России, как известно, одобрено создание национальной платежной системы. Обеспечит ли она независимость от иностранного влияния, и если да, то в какой степени?
То, что нынешняя платежная система в высшей степени зависит от Запада, очевидно. Поскольку это и технически зависимая, и политически зависимая система. В частности система VISA есть не только техническая система, а еще и транснациональная корпорация со штаб-квартирой, располагающейся в Нью-Йорке. Я точно не могу назвать состав акционеров этой транснациональной корпорации, но именно эта компания и исполняла решение о блокировании операций с картами VISA через терминалы банка «Россия» и еще некоторых банков. Не считая себя специалистом в области платежных систем, рискну высказать два соображения. Первое. В 2010-2011 годах я в достаточно пассивном наблюдательно-созерцательном режиме следил за тем, как обсуждался и продвигался законопроект о национальной платежной системе. И надо сказать, тогда достаточно много говорилось о том, что если мы будем по-прежнему полагаться на VISA, MasterCard, будем поддерживать иностранные платежные системы, то можем попасть в очень неприятную ситуацию. Дело в том, что большая часть всех, в том числе и зарплатных выплат происходит сегодня с помощью пластиковых карт, которые обеспечиваются именно указанными двумя системами. Но это всего лишь верхняя часть айсберга, хотя и очень опасная, способная спровоцировать и социальные волнения. Но дело в том, что платежи компаний и банков тоже завязаны на западные технические системы. А блокирование международных платежей наших компаний ведет к еще более серьезным проблемам. А поскольку у нас и внешняя торговля завязана на доллар, то заблокировать любые акции, внешнеторговые платежи в долларах, не представляет большого труда. Потому что любая долларовая транзакция, даже если она осуществляется, скажем, между двумя юридическими лицами на территории Российской Федерации, все равно проходит через американские банки. Какая основная проблема в этой связи высвечивается? «Дочка», которая формально является юридическим лицом Российской Федерации, на самом деле является иностранкой - с точки зрения происхождения капитала. Она является именно дочерней структурой, не филиалом. Филиалы действуют по законам и правилам той страны, где находится головной офис, в «дочка» в свою очередь обладает совершенно иным статусом. «Дочка» должна и обязана действовать по законам той страны, где осуществляется ее производство, в данном случае, финансовая деятельность. Так вот VISA просто-напросто проигнорировала свой статус и стала действовать не по законам Российской Федерации, а по командам из штаб-квартиры. А штаб-квартира, как я сказал, находится в Нью-Йорке. Соответственно команду штаб-квартира в Нью-Йорке получает от каких-то государственных структур, которые принимают решение об экономических санкциях. Это американское казначейство, это и министерство торговли, это и государственный департамент. У нас в любой отрасли, добывающей промышленности, в обрабатывающей промышленности, в торговле, в секторе финансов, очень много иностранных «дочек». Значит, они могут действовать точно по такому же сценарию. Идет некая команда из штаб-квартиры за рубежом, и «дочка» начинает действовать по этим сигналам, а вовсе не по российским законам. Вот в чем дело. И хотелось бы сказать, что, скажем, в обрабатывающей промышленности на сегодняшний день пятьдесят процентов всех оборотов приходится на компании, где иностранный капитал имеет контрольный пакет. Обычно это называют компаниями с преобладающим участием иностранного капитала. Пятьдесят процентов! Только представьте! Это, причем, данные Ростстата, явно приукрашенные, явно заниженные. А нужно отдавать себе отчет в том, что обрабатывающая промышленность – это военно-промышленный комплекс. Значит, это уже напрямую касается вопросов военной безопасности. Так что, куда ни кинь, всюду клин. На самом деле наши руководители должны иметь железные нервы, чтобы все время жить под таким дамокловым мечом.
М.В: В одной из ваших недавних статей вы написали, что санкции подтолкнут Россию к выходу из долларовой зоны. Не является ли решение о создании НСП частью плана по окончательному выходу России из этих клещей?
Ну, мы выдаем желаемое за действительное. Есть некоторые вялые движения, попытки выйти из этой ситуации. Из Сбербанка было выведено почти сто пять миллиардов долларов казначейских бумаг. Они не были конвертированы в валюту. Судя по всему, это была просто операция по переводу казначейских бумаг из американского банка в депозитарий какого-то не американского института. Вот если бы при этом была бы произведена и реализация этих бумаг на рынке, то это отразилось бы и на ценах российских бумаг, их доходности. А так рынок никак на это не отреагировал. Но я тогда и писал в своей публикации, что если мы сказали А, то надо говорить и Б. Надо проводить операцию по сбросу этих казначейских бумаг. Надо принимать решения, что делать, скажем, с валютным кэшем, который мы получим. Есть интересные варианты. Скажем, закрыть какие-то свои обязательства по долгам, государственным долгам. Но Министерство финансов достаточно вяло себя ведет, а Центральный банк, не стесняюсь говорить, это фактически филиал Федеральной резервной системы. В принципе, такие вопросы, должен решать Совет безопасности.