МЫ УЖЕ ВМЕСТЕ, МЫ УЖЕ НА РОДИНЕ
М.В: Павел, что лично для вас как для крымчанина означает воссоединение Крыма с Россией?
Это величайшее событие для меня, для моей семьи, для моих пятерых детей. Трудно было даже представить себе, что в такое короткое время все это произойдет. Долгие годы мы шли к этому. Десять лет существует газета «Русичи», где я главный редактор. Я помню те годы, когда нам не давали ее зарегистрировать в Крыму. Когда в 2003 году приходилось подавать в суд на то, чтобы провели регистрацию с таким названием. Много было унижений. Когда в паспортах меняли русские имена на украинские. Когда старики не могли прочитать в аннотации, как применять лекарства. Повсеместно был распространен либо украинский, либо английский язык.
Возвращение Крыма в Россию - это великий праздник, великая радость. Это Победа. Накануне референдума, в субботу, в Севастополе была напряженная обстановка, была высока вероятность того, что могут быть какие-то провокации, связанные с грядущим событием. И так промыслительно совпало, что на 15 марта, канун референдума, пришелся день празднования иконы Божьей Матери «Державная». Та самая «Державная», которая соединяет вот уже около ста лет всю землю российскую. Хочу сделать небольшое отступление. В 2008 году под эгидой программы «Под звездой Богородицы» восемь икон Божией Матери «Державная» из нескольких городов пришли крестными ходами в Москву – из Владивостока, Мурманска, Санкт-Петербурга… И мы шли крестным ходом из Севастополя в Москву. Я был координатором этого крестного хода. Шли больше двух месяцев, только пешком, ни разу не воспользовались никаким видом транспорта, чтобы как-то облегчить себе путь. И вот в этот день, 15 марта, мы решили пронести нашу севастопольскую державную икону вдоль границ Крыма. Чтобы она защитила нашу землю там, где была велика опасность боевых действий - на Перекопе, на Чингаре, на Турецком валу… По благословению нашего владыки община севастопольского округа на двух машинах провезла икону вдоль крымских границ. В течение дня намотали больше тысячи километров, постоянно читали акафисты. Везде нас очень тепло встречали, радость светилась на лицах людей. Светлые русские воины с чистыми глазами, готовые стоять на смерть, воины, на которых держалось спокойствие в Крыму, стоя на коленях, молились Пресвятой Богородице. Это сложно передать словами. Это нужно было видеть, прочувствовать. И Богородица услышала наши молитвы, защитила весь Крым.
М.В: Скажите, пожалуйста, как прошел день голосования? Мы по телевизору видели, что люди очень активно шли на избирательные участки. И потом на площадях, особенно в Севастополе, было много народу.
Знаете, как я могу это охарактеризовать? Практически каждый мужчина испытал это чувство. Это можно сравнить с рождением ребенка. Эта радость несравнима ни с Новым годом, ни с каким другим праздником или событием. Такая светлая радость переполняет. Все шли на избирательные участки в едином порыве. Люди не верили своим глазам, не верили своему счастью. Неужели это с нами происходит?! Неужели это не во сне?! Люди долгие годы ждали этого события и, конечно, были опасения.
М.В: Были опасения, что что-то может пойти не так, сорваться?
Очень, очень переживали. Низкий поклон руководству России, Путину и всем, кто четко, слаженно провел эту операцию, поддержал нас, в том числе и информационно. Все последнее время в Крыму по украинским каналам шло одурманивание людей, велась откровенная информационная война. Мне звонили люди с территории Украины и спрашивали: «Что там у вас происходит? Вас оккупировали? У вас БТРы по городам ездят?» Все украинские СМИ были брошены против Крыма. Но Россия вступилась за Крым. Медлить было нельзя. И все сразу почувствовали, что мы не одни.
М.В: Чего Крым ждет от присоединения к России с политической точки зрения, с экономической. Как вообще изменится ваша жизнь?
Крымчане полны надежд. Если рассказывать об экономической составляющей нашей прежней жизни, огромное количество денег уходило в Киев. В том числе и за аренду Черноморского флота. Здесь практически ничего не оставалось. Были сильно сокращены социальные программы, медицинское обслуживание. Представьте, что на питание одного человека в больнице уходила одна гривна, а в психиатрических больницах и того меньше. Экономика в тяжелом состоянии. Центр защиты семьи и детства «Русичи», который я также представляю, собирал к большим православным праздникам помощь для больных, нуждающихся и неимущих - шоколад, апельсины и пр. И вы знаете, когда ребенок в наше сытое время целует булочку и говорит «спасибо святителю Николаю» – душа переворачивается. Понимаете? Конечно же, народ надеется, народ ждет, народ готов работать. Вот это самое главное. Потому что все понимают, что манна небесная не упадет на наши головы. Все надо заработать трудом, потом. Поэтому никто не надеется на то, что будет легко. Все понимают, что будет тяжело. Но самое главное мы уже прошли. Самое главное, что мы уже вместе, мы на родине.
М.В: Как будет развиваться ситуация? Многие эксперты сейчас обсуждают фактор крымских татар, рассматривают его как дестабилизирующий…
Все эти проблемы надуманные. И озвучиваются людьми, которые просто спонсированы Западом, Соединенными Штатами Америки, Турцией. Эти люди представляют ярое меньшинство, которое взяло на себя полномочия вещать от имени тех же крымских татар и националистов. Эти люди давно уже утратили свой авторитет в Крыму. Я имею в виду лидеров меджлиса Мустафу Джаниева, Рифата Чубарова и им подобных. Они просто пользовались теми деньгами, которые выделялись на репатриантов, на простых людей. А крымские татары, которые хотели вернуться, они вернулись, взяли землю, обрабатывают ее и хотят жить в мире. Слава Богу, что меджлис уже не играет для них той определяющей роли, которую играл раньше. На протяжение последних десяти лет происходит определенная ассимиляция крымчан, крымских татар. Многие понимают, насколько важен мир в первую очередь. Поэтому большинство крымских татар пришли на референдум. Они проголосовали за соединение с Россией. И немало этому поспособствовал визит руководителя Татарстана, который приехал в Крым и дал им определенные гарантии спокойствия.
М.В: А как будут складываться отношения с украинцами?
В самом Крыму редко можно встретить человека, который говорит: я украинец. Таких практически нет. Обычно это люди, которых засылали сюда по работе. Последние лет пять-шесть на все руководящие посты в республике продвинулись люди с Западной Украины. Их стало много и в Севастополе, и в Крыму. Но они, видя настрой людей, попадая на нашу землю, становятся немножко другими, меняются. Самое главное, что крымская земля и Севастополь продолжает рождать героев. Я имею в виду тех людей, которые стояли на блокпостах, дежурили и днем, и ночью, тех, которые защищали свои семьи, защищали город, защищали Крым. Вступали в ополчение. Женщины собирали продукты, воду и все необходимое для блокпостов. Мы все породнились за эти короткие полмесяца, стали одной большой семьей.
М.В: Запад грозит России всеми казнями египетскими - всевозможными санкциями экономическими, политическими и пр. Что вы по этому поводу думаете как житель Крыма?
Это все воспринимают как пародию. Это смешно. Угрожать санкциями народу, который сделал свой выбор, выразил свою волю, проявил ее, который годами, десятилетиями ждал этого часа. Для них грозить какими-то санкциями, грозить, что тем, что у вас отключат воду – просто смехотворно. Все готовы стоять здесь насмерть. Никто не собирается никого бояться. Поэтому никакие санкции не поставят народ, русский народ в Крыму на колени. Слава Богу, что с Россией не просто считаются, а Россию боятся. И пусть боятся. Это не санкции. Это, знаете, такое? Это детский лепет. Россия набрала мощь. Россия долго сосредотачивалась. Но сейчас она смогла сказать свое веское слово. Этого слова, этого поступка ждали все очень долго. Ждали, когда уничтожали Югославию, когда начались события в Сирии. Все долго ждали, когда же, когда же Россия поднимется. Это сейчас можно смело сказать – Россия поднялась. И больше никому не позволит себя ставить на колени или не принимать во внимание ее мнение.
Беседовала Оксана Полонская