Московскiя Въдомости
16+

Вячеслав Бочаров, Герой России, заместитель председателя правления Российского Союза ветеранов Афганистана:

Забытых войн или неправильно трактованных военных действий быть не может.

Забытых войн или неправильно трактованных военных действий быть не может.

МВ: Вячеслав Алексеевич, что это была за война? Какое значение она имела для нашей страны?

Ввод войск в Афганистан в 1979 году был осуществлен по решению Политбюро ЦК КПСС и по просьбе руководства Народно-демократической партии Афганистана. С1973 по 1979 год в Афганистане сменился целый ряд руководителей. Один свергался, на его место приходил другой, причем все эти смены проходили небезобидно, например, семья Дауда была вырезана, уничтожена полностью, вместе с детьми. И когда произошла апрельская революция в 1978 году и к власти пришла Народно-демократическая партия Афганистана, ее руководство обратилось к Советскому Союзу с просьбой помочь в этот трудный для страны период, помочь укрепит свой положение в государстве. Естественно, Советский Союз согласился прийти на помощь, потому что нет такого государства, которое бы хотело иметь проблемного сопредельного соседа, которое бы не хотело защитить свою рубежи.

Это не была захватническая война, это не была агрессия. Перед советским контингентом не ставилась задача захватить территорию Афганистана и полностью контролировать ее. Задача ставилась совместно с вооруженными силами страны оказывать помощь пророссийскому, просоветскому режиму в лице Бабрака Кармаля. Потом уже, с течением времени война эта переросла в противостояние двух систем – западной и советский. На афганский земле сражались друг против друга две сверхдержавы – США и СССР. Борьба шла уже за территорию Афганистана как за стратегически важную территорию. Потому что американские баллистические ракеты, установленные в Афганистане, легко простреливали территорию Советского Союза в любом направлении. В 1986 году США поставили огромную партию зенитных комплексов, «благодаря» которым мы потеряли 333 вертолета и 118 самолетов. Они были сбиты американским оружием, то есть война шла не между моджахедами и ограниченным контингентом советских войск, а между двумя политическими системами.

Мы прекрасно помним из истории, что борьба за эти земли шла и в XIX веке, безуспешные войны здесь вела Великобритания, которой не удалось захватить эти территории и покорить эту страну. Мы не исключение из правил, мы просто подтверждение правила, что любая мощная держава должна расширять свои сферы влияния, в том числе и на другие государства. Армия никогда не начинает войну сама, войны начинают политики. Война – это продолжение политики. Армия является инструментом государства, так же как полиция, прокуратура, суд, задача военнослужащих – выполнять приказ, который поступает от имени народа, потому что руководство государства в демократическом обществе всегда выбирает народ.

МВ: Отношение к этой войне в нашем обществе и тогда, и сейчас было неоднозначным. С чем это, на ваш взгляд, связано?

Руководство Советского Союза сделало большую и непростительную ошибку, которая в конечном итоге повлияла и на судьбу всего государства в целом. Вот посмотрите: Соединенные Штаты Америки имели и отстаивали свои интересы за пределами своей территории, например, во Вьетнаме, в Ираке, в Югославии. Погибших военнослужащих всегда встречали с почестями, их хоронили на мемориальных воинских кладбищах. Каким образом наше Отечество, наша страна принимала погибших солдат? Тайком, ночью, чтоб не дай Бог никто не увидел и не услышал. Если кого-то награждали орденами и медалями и присваивали звание Героя Советского Союза за мужество и отвагу, порой за жертвенный подвиг, все это было с формулировкой «За успешное выполнение учебных задач». Это первое.
Второе. Когда из Афганистана прибывали люди, получившие травмы, в результате которых они стали инвалидами, они сталкивались с тотальным непониманием, потому что не было никакого информационной составляющей, информационного обеспечения, не было людей, которые должны были предвидеть, предусмотреть, что такая категория военнослужащих появится. Ни на работу не устроишься, никаких особых льгот не было. Потом, спустя годы, попытались ситуацию исправить, задним умом, как говорится, стали сильны. И поэтому военнослужащие, молодые ветераны боевых действий в Афганистане стали объединяться в общественные организации. И сейчас Российский союз ветеранов Афганистана проводит большую разъяснительную, в том числе, работу среди наших граждан о той войне, о значимости той войны. Потому что в конечном итоге армия защищала безопасность границ Советского Союза, его южных рубежей. Я недавно вернулся из города Минусинска в республике Коми, где мы проводили мероприятия, посвященные 25-летию вывода советских войск из Афганистана, и я не встретил в этом городе ни одного человека, который бы задал вопрос: «А что это за война?» Потому что ветеранская организация правильно поставила свою работу. Она ходит по школам, там проводятся внеклассные уроки, на каждой школе, где хоты бы один выпускник принимал участие в военных действиях, установлены мемориальные доски. Забытых войн или неправильно трактованных военных действий быть не может. Что бы ни было, солдат совершает подвиг, солдат исполняет свой воинский долг. Он на войну не напрашивался, войны начинаются политиками.

МВ: Решение о выводе войск из Афганистана в 1989 году было верным или стоило все же продолжать боевые действия?

В 1989 году Советский Союз был абсолютно другим государством даже с чисто идеологической точки зрения. Иного выхода, кроме как покинуть страну, просто не было. Мы обязаны были оставить территорию Афганистана. Но это не было бегством. Потому что когда армия бежит, она несет огромные потери. Это был спланированный, организованный выход, которому способствовали и определенные политические решения, и переговорный процесс между командованием 40-й армии и руководителями моджахедских группировок. И была договоренность: советские войска уйдут спокойно, без боевых действий. И эта договоренность была соблюдена и с их стороны, и с нашей. Взаимное уважение у нас осталось. Мои друзья часто посещают Афганистан, и они возвращаются оттуда на позитиве. Человеческие отношения подтверждают морально-нравственный статус русского солдата. Русский солдат не изверг, не убийца, порой наоборот из-за лишней сострадательности происходили трагедии. Застрелить мальчонку-подростка рука не поднималась, а через минуту этот мальчонка стрелял в спину. Мы не были варварами, мы не занимались геноцидом афганского народа. Мы оказывали ту помощь, о которой нас просила Народно-демократическая партия Афганистана. В первую очередь мы оставались на той войне людьми.

Просмотров: 1825

Другие комментарии экспертов

Комментарии пользователей

7527-й год от сотворения мира
2019-й год от Рождества Христова