Святейший относится к той категории православных русских бойцов, которые становятся тем сильнее и решительнее, чем более грозный вызов им бросают враги
Прошло пять лет со дня интронизации Святейшего Патриарха Кирилла. Вроде бы небольшой срок, но мы живем в такое время, когда каждый год за десять идет. Эти пять лет выявили все самое главное – и в Святейшем Патриархе, и в ситуации.
Прежде всего, нужно сказать, что сегодня Патриарх Кирилл - безусловный лидер христианского мира. Не Римский папа, не кто-то еще, а именно он. Его отличительной чертой является так называемый творческий традиционализм или как еще говорят динамичный консерватизм. Удивительное качество, позволяющее ему вести церковный корабль царским путем, не впадая в крайности либерализма, таящего в себе революционные разрушительные угрозы, ни в крайность безжизненного схематичного консерватизма, который не в состоянии развиваться. И вот это сочетание качеств - с одной стороны, чувство традиции, а с другой стороны, чувство необходимости новизны, потрясает в нем.
Следует обратить внимание на то, как Святейший выстраивает свои отношения с государством. Дело в том, что сегодня многие враги церкви, прежде всего, радикальные либералы говорят о том, что Святейший идет на соглашательство с государством. Это абсолютная неправда. Напротив, Святейшему удалось выстроить равноправные отношения с государством, что свидетельствует о том, что он очень сильная личность. Он выстроил с государством отношения соработничества и сотрудничества. И государство это оценило, прежде всего, в лице нашего президента. И мы видим, как Святейший оказал поддержку государству в самый трудный для него момент, когда началась «болотная» эпопея, когда радикальные либералы хотели разжечь пламя революции в стране.
Очень важно, что Патриарх Кирилл отстаивает традиционные ценности, причем не только в России, но и во всем мире. И в этом смысле он тоже лидер. Весь мира сейчас охвачен либеральной революцией, которая хочет сокрушить все традиционные устои. А Святейший говорит, например, о значении традиционной семьи. Вот недавно прошли Рождественские чтения, на которых это было главной темой. Сегодня, когда во всем так называемом цивилизованном мире идет натиск со стороны ювенальной юстиции, отстаивание семьи особенно важно. И надо заметить, что государство, особенно в лице нашего президента
Вот еще на что хотелось бы обратить внимание. Святейший Патриарх Кирилл очень правильно оценивает советский период, опять-таки не впадая в крайности – не в белую, ни в красную. У нас сегодня некоторые известные люди в эти крайности впадают – скажем, Александр Андреевич Проханов, главный редактор газеты «Завтра». Он называет советский период святым, у него есть такие понятия, как «красная икона». Он буквально канонизирует советский период и его лидеров. Есть другая крайность, когда советский период либералы называют провальным, черной и дырой и так далее, пытаются уравнять Сталина с Гитлером. Так вот Святейший Патриарх Кирилл в эти крайности не впадает и тоже следует здесь царским путем, называя этот период сложным и неоднозначным, как и его лидеров. Это очень правильно.
Кроме того, Патриарх Кирилл первым начал говорить о значении русского народа как государствообразующего, как народа, который создал нашу страну, нашу государственность, без которого немыслима Россия. И вот это вот подчеркивание значения русского народа, именно русского, а не российского, не нашего народа, как иногда говорят, а именно русского народа очень важно.
Удивительно, как много работает Святейший Патриарх, сколько он совершает дел. Конечно, без благодати Божией такое невозможно. Я вспоминаю, как в позапрошлом году праздновали юбилей Бородинского сражения, и как он там выступал на Бородинском поле. Он говорил о священной верности Богу и Родине. Так вдохновенно говорил, что я был поражен, я такого никогда не слышал, честно могу признаться. В какой-то момент мне даже показалось, что его организм может не выдержать такой эмоциональной нагрузки. Даже страшно стало за него. Он говорил, как пламенный Серафим, такое у меня было ощущение. И, конечно, с таким церковным лидером как Святейший Патриарх нам ничего не страшно.
Восшествие на патриарший престол Патриарха Кирилла совпало с мощнейшей атакой на нашу Церковь всех богоборческих либеральных сил, как российских, так и зарубежных. Предчувствуя свой недалекий бесславный конец, они буквально впали в бешенство. Сначала выпустили срамных девок, пытавшихся осквернить Храм Христа Спасителя, затем пытались организовать крестоповал, издевались и продолжают издеваться над благочестием русского народа, припадающего к великим святыням – Поясу Пресвятой Богородицы, Дарам волхвов и иным. Но ни разу ни на одно мгновение не заколебалась наша церковь, ни разу не дрогнул Патриарх Кирилл. Святейший относится к той категории православных русских бойцов, которые становятся тем сильнее и решительнее, чем более грозный вызов им бросают враги. Он абсолютно бесстрашный русский человек. И я думаю, что либеральные идеологи уже и сами не рады, что с такой злобой и яростью напали на него. Будучи сами трусливыми, они других меряют по себе. Они были уверены, что после их атак Патриарх Кирилл растеряется и попытается пойти с ними на компромиссы. Но вместо растерянности они увидели в Патриархе Кирилле мужество Александра Невского и непреклонность патриарха Гермогена. И зря ребята-демократы выпустили на арену больного на всю голову протодиакона, очень похожего на пожилого Гарри Поттера. Думаю, что ему очень скоро предстоит спешно улетать на своей метле в сторону Запада. А забавное, скажу я вам, будет зрелище. Тучный старый Гарри Поттер в развевающемся рваном балахоне со вставшими дыбом волосами на меленькой метле. И останутся от него на нашей русской земле лишь слетевшие с носа круглые очки.
Мой оптимизм в отношении будущего России зиждется еще и наследующем историческом наблюдении: Россия начала прошлого века при всем своем внешнем могуществе была смертельно больна, она была поражена саркомой нигилизма. Отрицание проникло во все сферы русской жизни, во все слои населения, во все общественные институты. Как ни парадоксально, в Российской империи очень многие хотели революционных перемен. Россия была беременна революцией. Сегодня ситуация качественно иная. Россия при всей своей внешней слабости, при всех очевидных вопиющих нравственных язвах революции не желает. И чем дальше, тем сильнее не желает. Все-таки извлекли мы некоторые важные уроки из истории. И в этом огромная заслуга Святейшего Патриарха Кирилла. Россия сейчас напоминает тяжело больного, но выздоравливающего человека, в отличие от современного Запада, включившего на полную мощность механизм самоуничтожения. Особенно важно заметить, что в нынешней России существует очень здоровое православное ядро. И миряне, и духовенство современной России гораздо лучше подготовлены к отражению еретических и раскольнических идей, чем в начале прошлого века. Все попытки либерального обновления слева и застывшего консерватизма справа провалились. И сегодня церковь идет непоколебимым царским путем под руководством Святейшего Патриарха Кирилла. И возможно исполнится пророчество Достоевского: «Скоро, может быть, в ближайшем будущем Россия окажется сильнее всех в Европе. Произойдет это оттого, что в Европе уничтожатся все великие державы и по весьма простой причине. Они все будут бессильны и подточены неудовлетворенными демократическими стремлениями огромной части своих низших подданных, своих пролетариев и нищих. В России же этого не может случиться совсем. А потому и останется один только колосс на континенте Европа – Россия. Будущее Европы принадлежит России».
Федор Тютчев сказал как-то, что в мире есть две силы – Россия и революция. Так вот Россия победит революцию, я в этом не сомневаюсь. И конечно, одна из весомых причин этой победы – это наша православная церковь и Святейший Патриах Кирилл.