МВ: Понятно, что существует буквально два-три сценария развития событий на Украине. Какой из них вы считаете для Украины предпочтительным, а какой неприемлемым?
Валентин Катасонов: Если ассоциация с Европейским Союзом всё же состоится, этот вариант для Украины является самым тяжелым. Присоединение к ЕС на правах ассоциированного члена влечет за собой самые легко предсказуемые экономические последствия. Попытка соответствовать техническим стандартам ЕС оценивается в сотни миллиардов евро, которых нет ни у самой Украины, ни у Европейского Союза. Но при этом промышленность страны рискует быть полностью уничтоженной. Не говоря уже о том, что Европа использует возможность насыщения украинского рынка своими товарами, что тоже будет смертельным ударом по местным товаропроизводителям. В таком сценарии заложена и прямая угроза российской экономике. Примерно треть комплектующих узлов и деталей, поступающих в отечественный ВПК, идет с Украины. Конечно, ЕС преследует отнюдь не экономические, в военно-политические цели, втягивая Украину в свою структуру.
Другой вариант, который не раз обсуждался – Украина всё-таки становится членом Евразийского экономического союза, Таможенного союза. Что естественно: хозяйственно и по географической структуре торговли Украина завязана, прежде всего, на СНГ.
Третий вариант, который проговаривается в самой стране пока вполголоса: страна вообще-то должна расколоться. Потому что запад с востоком Украины никогда не найдут точек соприкосновения.
МВ: Отделить политику от экономики чрезвычайно трудно. Но как ни оценивай ситуацию на Украине, нужно признать, что для государства она патовая. Какой шаг власть не предпримет, он чреват непредсказуемыми последствиями. А тем временем страна неуклонно движется к экономическому коллапсу.
Валентин Катасонов: С момента вступления Украины в ВТО пять с лишним лет назад процессы идут совершенно определенные – разрушение всего и вся. Включая даже сельское хозяйство. Ситуация похожа и на российскую, у нас тоже ничего особо не созидается, кроме обслуживания добывающих отраслей. Так что будет и дефолт, и социальные волнения. Рост безработицы и столкновения между какими-то бунтарями и властью. В некогда спокойной Европе идут сейчас те же процессы. Разница только в интенсивности.