7 ноября (по старому стилю) 1885 года скончался Николай Яковлевич Данилевский, русский социолог, культуролог, один из основателей цивилизационного подхода к истории, идеолог панславизма.
При советской власти и вплоть до недавнего времени имя русского мыслителя Николая Яковлевича Данилевского было предано забвению, а его могила залита бетоном и превращена в спортивную площадку. Основная причина этого – резкое осуждение Данилевским западничества. В своем знаменитом труде «Россия и Европа» (1869) он писал:
«Ложное... отношение национального к общечеловеческому... породило пагубное заблуждение, известное под именем западничества, которое, не сознавая ни тесного общения между Россиею и Славянством, ни исторического смысла этого последнего, – отмеривает нам и братьям нашим жалкую, ничтожную историческую роль подражателя Европы, – лишает нас надежды на самобытное культурное значение, то есть на великую историческую будущность... Западничество, или европейничанье... та болезнь, которою страдает русское общественное тело, – болезнь, под которую подводятся все наши общественные недуги...»
Данилевский отстаивал духовную самобытность славянского мира, считал, что для самосохранения славянским странам необходим всеславянским союз. И для будущего России он также имеет большое значение, так как ей
«предстоит только две возможности – или с прочими славянами образовать особую самостоятельную культурную единицу, или лишиться культурно-исторического значения – быть ничем... Независимость без единства ослабит славянство, сделает его игралищем посторонних интересов и интриг, вооружит части его друг против друга...».
Книга «Россия и Европа» выдержала до 1917 г. несколько изданий и оценивалась как единственный фундаментальный историко-философский труд, в котором описаны мировая расстановка противоборствующих сил, место России среди них и предложен собственный путь, по которому должна идти наша страна. Ф.М. Достоевский охарактеризовал книгу так:
«Да ведь это будущая настольная книга всех русских».
Это не единственная работа Данилевского. В 1885 г. и в 1890 г. были изданы два тома его книги «Дарвинизм. Критическое исследование». Оценивая «теорию» Дарвина как надуманную гипотезу, не подтвержденную ни фактами, ни логикой и направленную против религии, он писал:
«Я принадлежу к числу самых решительных противников Дарвинова учения».
В 1997 г. на очищенной от бетона могилой мыслителя был установлен камень с надписью: «На сём месте 22 мая 1997 года в день памяти Перенесения мощей Святителя и Чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бари – заложен сей камень в фундамент будущей часовни и в знак увековечивания памяти великого славянского философа и учёного Николая Яковлевича Данилевского».