17 сентября (по старому стилю) родился Иван Егорович Забелин, русский историк и археолог, автор «Истории Москвы».
Иван Егорович Забелин – талантливый историк и археолог, был одним из организаторов Исторического музея в Москве, а и конце жизни более 20 лет – его руководителем. Помимо всесторонней истории Москвы Забелин написал «Домашний быт русских царей в XVI-XVII веках», «Домашний быт русских цариц в XVI-XVII веках», «Домашний быт русского народа XVI и XVII ст.», «Историю русской жизни с древнейших времен» и другие труды по истории русской культуры.
Горячо любящий свою Родину человек, он так выразил свой взгляд на русскую историю и отношение к ней разночинной интеллигенции:
«Всем известно, что древние, в особенности греки и римляне, умели изображать в своей истории лучших передовых своих деятелей не только в исторической, но и в поэтической правде. Они умели ценить заслуги героев, умели различать золотую правду и истину этих заслуг от житейской лжи и грязи, в которой каждый человек необходимо проживает и всегда больше или меньше ею марается. Они умели отличать в этих заслугах не только реальную и, так сказать, полезную их сущность, но и сущность идеальную, то есть историческую идею исполненного дели и подвига, что необходимо и возвышало характер героя до степени идеала.
Наше русское возделывание истории находится от древних совсем на другом, на противоположном конце. Как известно, мы очень усердно только отрицаем и обличаем нашу историю и о каких-либо характерах-идеалах не смеем и помышлять. Идеального в нашей истории мы не допускаем. Какие у нас были идеалы, а тем паче герои! Вся наша история есть темное царство невежества, варварства, суесвятости, рабства и так далее. Лицемерить нечего: так думает великое большинство образованных русских людей.
Ясное дело, что такая история воспитывать героев не может, что на юношеские идеалы она должна действовать угнетательно. Самое лучшее, как юноша может поступить с такой историей, это совсем не знать, существует ли она. Большинство так и поступает... Но не за то ли самое это большинство русской образованности несет, может быть, очень справедливый укор, что оно не имеет почвы под собой, что не чувствует в себе своего исторического национального сознания, а потому и умственно, и нравственно носится попутными ветрами во всякую сторону.
Действительно, твердой опорой и неколебимой почвой для национального сознания и самопознания всегда служит национальная история...
Не обижена Богом в этом отношении и русская история. Нам только надо хорошо помнить правдивое замечание античных писателей, что та или другая слава и знаменитость народа или человека в истории зависит вовсе не от их славных или бесславных дел, вовсе не от существа исторических подвигов, а в полной мере зависит от искусства и уменья или даже от намерения писателей изображать в славе или уничижать народные дела, как и деяния исторических личностей...».
Спустя 10 лет после сказанного Забелиным многовековое героическое прошлое русских людей почти полностью исказили ненавистники Святой Руси, а ее национальные герои и святые на десятилетия были преданы забвению.
Сейчас есть возможность вернуть народу правду о его истории, духовный смысл которой, как писал Патриарх Алексий II, «познается через образы присущей ему святости. Святая Русь – не миф и не сказка, не социальная или экономическая утопия. Она реальна, ибо коренится в непреложном и вечном».