23 августа (по старому стилю) 1905 года в американском городе Портсмут был подписан мирный договор между Россией и Японией, положивший конец войне 1904–1905 годов. Формально, Россия выходила из этой несчастливой для нее войны побежденной. Но не все было так просто, как может показаться на первый взгляд.
Отметим, что мирная инициатива исходила отнюдь не от «побежденной» России, а от Японии. Несмотря на ряд военных неудач, Российская Империя сохранила свою армию и продолжала наращивать ее присутствие на Дальнем Востоке. Япония же на волне крупных военных успехов стремилась как можно скорее добиться выгодного для нее мира с Россией, т.к. напряжение всех сил поставило Страну Восходящего Солнца в крайне затруднительное положение. Воспользовавшись революционными событиями в России, японская дипломатия попросила США выступить с предложением о мире, представив это как миротворческий шаг со стороны Америки.
Когда президент США Теодор Рузвельт выступил с предложением «от своего имени и по своей инициативе» об организации мирных переговоров, Император Николай II это предложение принял, так как разгар революции в стране не способствовал продолжению военных действий. За заключение мира наиболее определенно высказались Великий князь Владимир Александрович и бывший наместник Дальнего Востока адмирал Е.И. Алексеев. Между тем, в консервативных кругах России было мнение, что мир является преждевременным, поскольку Япония уже выдохлась и победа России в этой войне является лишь делом времени. Так, к примеру, считали герой Русско-турецкой войны адмирал Ф.В. Дубасов и министр Двора барон В.Б. Фредерикс. Бытовало также мнение, что для продолжения войны желательно созвать Земский Собор.
Но «если адм. Ф.В. Дубасов возмущался мыслью о том, что Россия может кончить войну "на Мукдене и Цусиме", то широкие круги русского общества именно этого и желали. Даже те, кто не радовался поражениям, считали, что из них следует "извлечь пользу" для освободительного движения. Требования прекращения войны стали открыто раздаваться везде; и все, кто пытались протестовать против мира, подвергались озлобленным нападкам или осмеянию», - отмечал историк царствования Императора Николая II С.С. Ольденбург.
В итоге восторжествовала позиция, что «внутреннее благосостояние важнее, чем победа», и Государь согласился на переговоры — хотя бы для того, чтобы узнать условия Японии.
Мирная конференция в Портсмуте открылась 9 августа 1905 года. Требования, первоначально выдвинутые Японией, были крайне жесткими: отказ России от влияния в Корее; вывод русских войск из Маньчжурии; передача Японии Ляодунского полуострова и Южно-Маньчжурской железной дороги; выплата контрибуции, покрывающей военные издержи Японии; передача японцам интернированных ею российских судов; ограничение российских морских сил на Дальнем Востоке; предоставление Японии права ведения рыболовства вдоль российского побережья и присоединение к Японии Сахалина, который был оккупирован японскими войсками накануне открытия мирной конференции.
Представлявший российскую сторону С.Ю. Витте в принципе был готов согласиться на данные требования, однако твердая позиция Императора Николая II заставила отклонить большинство требований Японии.
«Я ненавижу кровопролитие, но все же оно более приемлемо, нежели позорный мир, когда вера в себя, в свое отечество была бы окончательно разбита», - отмечал Государь в частном письме.
После заявления российской стороны, что «на конференции нет ни победителей, ни побежденных», переговоры оказались на грани провала. Всем казалось, что мир не возможен, и война будет продолжена. Однако перед перспективой продолжения уже непосильной для нее войны Япония дрогнула и 18 августа 1905 года отказалась от большинства требований при условии уступки ей южной части Сахалина и уплаты компенсации за возвращение северной части Сахалина России. Соглашаясь уступить часть Сахалина, Россия категорически отказалась что-либо платить за возвращение его северной части. Несмотря на давление со стороны США, российская дипломатия была непреклонной и… Япония снова пошла на попятную. Правительство Японии приняло решение пойти на мир без всякой контрибуции при условии передачи ей южной части Сахалина. Японии также пришлось гарантировать свободу мореплавания в проливе Лаперуза и дать обязательство не укреплять Южный Сахалин.
«Внезапное решение японской делегации только показало, насколько Государь … правильно оценивал шансы сторон. Его готовность продолжать войну была реальной, в то время как со стороны японцев было немало "блефа". Япония была гораздо более истощена, чем Россия. Она во много большей степени зависела от внешней поддержки. За год войны, русский ввоз сократился, японский — необыкновенно возрос. Война стоила России около двух миллиардов рублей, Японии — почти столько же — около двух миллиардов иен, но налоговое бремя в связи с военными расходами выросло в Японии на 85 проц., тогда как в России всего на 5 процентов. Из этого видно, какое огромное значение для японцев имела контрибуция и насколько им был нужен мир, если они от нее все-таки отказались», - отмечал С.С. Ольденбург.
Портсмутский мирный договор состоял из 15 статей. Согласно договору Россия признавала Корею сферой японского влияния, уступала Японии арендные права на Ляодунский полуостров с Порт-Артуром и Дальним, часть ЮМЖД и соглашалась на заключение конвенции по рыбной ловле вдоль русских берегов Японского, Охотского и Берингова морей. Согласно статье 9 этого договора Россия уступала Японии юг Сахалина, причем использование его в военных целях исключалось. Таким образом, условия договора были значительно ближе к российской, нежели японской программе мира, поэтому в Японии этот мирный договор был встречен с откровенным недовольством – в стране-«победительнице» подписание мирного договора было воспринято в как унижение и вызвало в Токио массовые беспорядки, на улицах городов появились траурные флаги…
С.Ю.Витте за успешное выполнение дипломатической миссии было пожаловано графское достоинство. Но так как в результате Японии перешла половина Сахалина, остряки «наградили» новоиспеченного графа прозвищем «граф Полусахалинский». В 1925 году советское правительство признало Портсмутский мирный договор. Свою силу он утратил лишь 2 сентября 1945 года после разгрома Японии во Второй мировой войне и её капитуляции.
Андрей Иванов, доктор исторических наук