УНИКАЛЬНОСТЬ СИТУАЦИИ С КРЫМОМ – ЭТО ВСЕГО-НАВСЕГО УНИКАЛЬНОСТЬ ОТНОШЕНИЯ ЗАПАДНОГО МИРА КО ВСЕМУ, ЧТО СВЯЗАНО С ПОСТСОВЕТСКИМ ПРОСТРАНСТВОМ И ДЕЙСТВИЯМИ НАШЕЙ СТРАНЫ
М.В: Владимир Алексеевич, давайте сравним два прецедента - косовский и крымский, ведь каждая противоборствующая сторона в этих вопросах настаивает на своей правоте…
С точки зрения здравого смысла, эти события не являются частями одной картины. Это совершенно разные явления. Для провозглашения Косова суверенным государством не было практически никаких оснований. Может быть, косовский случай ещё как-то коррелирует с ситуацией вокруг Южной Осетии, но никак не с Крымом. Косово – это исторически сербская земля, центр южнославянской государственности. Также ей придавалось особое религиозное значение. Проводя аналогии с Россией – это как Владимиро-Суздальская земля. Только после Второй мировой войны территория Косова стала некой «разменной монетой» в планах лидера Югославии Иосипа Броз Тито, поэтому не очень приветствовалось заселение или возращение сербов на эти земли. А уже после смерти югославского вождя стартовали разнообразные националистические процессы. А с 90-х годов граница между Албанией и Косово стала прозрачна и началась албанская экспансия. И постепенное вытеснение сербского населения.
Как видите, никакие параллели с положением Крыма здесь неправомерны. Сербов выдавливали из Косова, русское население продолжало населять полуостров и разговаривать на русском языке. Так что налицо совершенно разная историческая подоплека, да и ситуация в последние десятилетия развивалась в противоположных направлениях.
М.В: Тем не менее, случай Косово стал той опорной точкой, на которой теперь базируются аргументы и сторонников, и противников возвращения Крыма в Россию. Да и в более широком геополитическом смысле – факт провозглашения независимости некой территорией – как маленькая трещина в плотине, способная дальше разрушать принципы территориальной целостности любых стран…
Так и есть, в 2008 году с признанием Западом независимости Косова этот «ящик Пандоры» был открыт. С точки зрения как юриспруденции, так и здравого смысла – это был нонсенс. У живого государства оторвали его неотъемлемую часть. Без одобрения ООН. И в кильватере этой американской политики пошёл весь, так называемый цивилизованный мир. Я своим студентам привожу теперь такой пример. Возьмём Нормандию, это тоже древнее самостоятельное княжество во Франции. Введем туда войска, в том числе из России или Китая, и провозгласим независимость. Уникальность ситуации с Крымом – это всего-навсего уникальность отношения западного мира ко всему, что связано с постсоветским пространством и действиями нашей страны.