7 ноября (старого стиля) умер граф Лев Толстой
Трудно найти человека, который бы не знал Л. Толстого как писателя - автора «Войны и мира»; гораздо меньше людей знают о его духовных заблуждениях, за которые граф в 1901 г. был отлучен от Православной Церкви и предан анафеме.
Из Определения Святейшего Синода от 20-23 февраля 1901 г. о графе Льве Толстом:
«Молим вы, братие, блюдитеся от творящих распри и раздоры, кроме учения, ему же вы научитеся, и уклонитеся от них (Рим. 16, 17).
Изначала Церковь Христова терпела хулы и нападения от многочисленных еретиков и лжеучителей, которые стремились ниспровергнуть ее и поколебать в существенных ее основаниях, утверждающихся на вере во Христа, Сына Бога Живого. Но все силы ада по обетованию Господню не могли одолеть Церкви Святой, которая пребудет неодоленною вовеки. И в наши дни Божиим попущением явился новый лжеучитель - граф Лев Толстой. <...> В своих сочинениях и письмах, во множестве рассеиваемых им и его учениками по всему свету, в особенности же в пределах дорогого Отечества нашего, он проповедует с ревностью фанатика ниспровержение всех догматов Православной Церкви и самой сущности веры христианской: отвергает личного Живого Бога, во Святой Троице славимого, Создателя и Промыслителя вселенной, отрицает Господа Иисуса Христа-Богочеловека, Искупителя и Спасителя мира, пострадавшего нас ради, человеков, и нашего ради спасения и воскресшего из мертвых, отрицает безсеменное зачатие по человечеству Христа Господа и девство до рождества и по рождестве Пречистой Богородицы, Приснодевы Марии, не признает загробной жизни и мздовоздаяния, отвергает все таинства Церкви и благодатное в них действие Святого Духа и, ругаясь над самыми священными предметами веры православного народа, не содрогнулся подвергнуть глумлению величайшее из Таинств - святую Евхаристию.
Все сие проповедует граф Лев Толстой непрерывно, словом и писанием, к соблазну и ужасу всего православного мира, и тем не прикровенно, но явно пред всеми, сознательно и намеренно отторг себя сам от всякого общения с Церковью Православною. Бывшие же к его вразумлению попытки не увенчались успехом. Посему Церковь не считает его своим членом и не может считать, доколе он не раскается и не восстановит своего общения с нею.
Посему, свидетельствуя об отпадении его от Церкви, вместе и молимся, да подаст ему Господь покаяние в разум истины. Молимтися, милосердый Господи, не хотяй смерти грешных, услыши и помилуй и обрати его ко святой Твоей Церкви. Аминь».
Св. прав. Иоанн Кронштадтский в течение более десяти лет почти в каждой проповеди указывал на пагубность учения Толстого не только для личности, но и для государственных устоев. «Лжеучитель граф Лев Толстой, известный, прославленный писатель, проповедует всем печатно, что личного воскресения не будет, и жизни вечной для отдельных лиц не будет, а что люди сольются с какою-то общею жизнию, погрузятся в общую жизнь с потерею личности и личного ощущения.
Это нелепо и безбожно, но зато - ново, и это новое учение делает Льва Толстого выдающимся из всех предерзых еретиков, а многим охотникам до новостей каких бы то ни было, в области же веры особенно, это учение кажется крайне замысловатым, правдоподобным, смелым, едва не гениальным; безбожникам это - на руку, развратникам, пьяницам это тоже на руку, и вот они едва не рукоплещут Толстому, измыслившему такое учение. К чему оно приводит? Приводит к безбожию, неверию, к безнравственности, к попранию всех законов Божиих и человеческих. Если нет Воскресения, если нет Суда и воздаяния по делам, если нет жизни вечной и муки вечной - то живи по Толстому, каждый только для себя, угождай своим страстям, своей плоти: ешь, пей веселись, наслаждайся всем, чем можешь и как можешь. Вот чему учит новая ересь...
И - полная безнравственность царит в жизни многих слушающих и читающих учение Толстого: гордость, самомнение презрение и непочтение к родителям, оставление молитвы, презорливое отношение ко всем религиозным обязанностям, распутство, обман, воровство, неверность мужей и жен, оставление семейного очага, оставление детей на произвол судьбы, убийства, самоубийства и проч.
Он объявил войну Церкви Православной и всему христианству. И как денница и сатана отторгнул своим хребтом третью часть звезд небесных, т.е. ангелов, сделал их единомышленниками с собою, так наш Лев, „сын противления", носящий в себе дух его, своим „рыканием и хвостом" (см.: Откр. 12, 4) отторг тоже едва ли не третью часть русской интеллигенции, особенно из юношества, вслед себя, вслед своего безбожного учения, своего безверия...
Вот к чему приводит учение Толстого, отвергающего Воскресение, Суд, вечную жизнь. Смотрите, берегитесь, не прельститесь этим новым антихристианским учением. Веруйте Евангелию, воскресению мертвых и жизни будущего века, кайтесь, исправляйтесь, делайте добрые дела и спасайтесь»1.
О духовном состоянии Толстого, приведшем его к отвержению православного мировоззрения, архимандрит Никон (Рождественский) писал:
«<...> Он восстал против <...> Бога, он исказил Евангелие Господа нашего Иисуса Христа; он - страшно сказать - называл воплотившегося Бога „бродягою" <...> Нельзя повторять, нельзя, совесть, чувство стыда и благоговения пред Честнейшею Херувимов воспрещает делать даже намек на те хулы, какие он высказывал о Матери Божией, о святейшем Таинстве Тела и Крови Господней...
Гордыня - вот то, чем была заражена несчастная душа Толстого и что сгубило его навеки. Толстой в своей гордыне выдумал какой-то свой язык для беседы с Богом».
Архимандрит Троице-Сергиевой Лавры о. Леонид (Кавелин) говорил: «Толстой заражен такою гордыней, какую я редко встречал. Боюсь - кончит плохо». Такое же мнение вывел после беседы с графом и старец Амвросий Оптинский.
«Возможно, в самом конце жизни Толстой почувствовал некоторое раскаяние, иначе трудно объяснить посещение им своей сестры-монахини Марии Николаевны Тослстой в Шамордино, а также вызов телеграммой старцев Оптиной пустыни к умиравшему писателю. Но, как известно, окружением Толстого они не были допущены, «несмотря на все усилия с их стороны. Когда старца Варсонофия, приехавшего из Оптиной, окружили корреспонденты газет и журналов и просили: „Ваше интервью, батюшка!", Старец им ответил: „Вот мое интервью, так и напишите: хотя он и Лев, но не мог разорвать кольца той цепи, которою сковал его сатана"<...>»2.
Монахиня Мария (Толстая)
1 Из проповедей св. прав. Иоанна Кронштадтского в октябре-ноябре 1896 г.
2 Концевич И.М. Оптина Пустынь и ее время.