Недавно в ходе дискуссии одна студентка сказала мне: «Вы призываете к церковности, а в самой Церкви разлад и конфликт поколений»…
Хочу отметить, что для того, чтобы обозначить и решить многие молодежные проблемы, научить подрастающее поколение вести дискуссию. Все мы, присутствующие здесь, – люди Церкви. Мы свои проблемы видим изнутри. А для церковной жизни очень важно увидеть церковные проблемы извне.
Мы недавно проводили исследования и поняли, что большая часть православной молодежи считает, что в Церкви не интересно, в Церкви нельзя реализовать свои жизненные потребности, в том числе и финансовые. В этой ситуации союз «и» очень уместен. Мы можем констатировать, что современной российской молодежи не интересно в Церкви. Как решать эту проблему? Почему мы, взрослые, все такие «крутые» православные, но наше православие оказывается для окружающих неубедительным? А ведь что нельзя передать окружающим, то не подлинно. Если я не могу привести в Церковь своих детей, значит есть какой-то дефект в моем православии?»
Секуляризация – что это значит?
Западные авторы пишут о том, что уже нельзя говорить только о европейской секуляризации. Это либо тотальный религиозный культурный агнозис, либо так называемый «сингулярный разрыв», то есть, событие, которое настолько фундаментально изменяют порядок вещей, что совершенно исключает какое либо возвращение в прошлую фазу. Так что же тогда современная западная молодежь понимает под верой? Было бы искушением сказать, что этот феномен вообще перестает существовать на Западе».
Хочу привести данные немецких статистических опросов, согласно которым 40 % европейцев считают, что религия играет очень важную роль в их жизни.
«Как это объяснить? С одной стороны люди перестают ходить в Церковь, с другой стороны они не отрекаются от веры. Дело в том, что вера и религиозность современной молодежи носит поисковый характер. Их вера складывается в пространстве личного опыта, из важности взаимного общения и так далее. То есть, религиозность принимает совершенно другой облик», – пояснил он.
Главную современную проблему Церкви и молодежи я вижу в том, чтобы соотнести «два разных языка», на которых говорят о религии разные поколения. У России здесь может быть, пожалуй, больше шансов на успех, чем у какой либо европейской страны: «Есть один показатель, имеющий отношение к религиозности, по которому Россия занимает первое место. Это очень позитивный показатель: разница между всеми верующими в России и верующими молодыми людьми очень незначительна. Например, в Испании он равен -18%, в Финляндии -16%, а для России этот показатель равен -4%. Значит, у нашего молодого поколения есть еще доверие к вере отцов».
В душе молодежь верит, но огромной проблемой остается нежелание жить по заповедям на практике. Та пресловутая «вера в душе» мгновенно отступает на второй план при искушениях современного мира. Одна из студенток даже пожаловалась, что в наши дни тяжело сохранять целомудрие и «ждать любовь на всю жизнь» не только среди неверующих людей, но и в своей, православной среде. Но главное надо помнить - у нас одинаковая потребность в настоящей любви, в справедливости, в красоте и истине.
Проректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета по международной работе, священник Георгий Ореханов