Московскiя Въдомости
16+

8 декабря Отдание праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы

11 Декабря 2013, 08:33 # / Статьи / 22918.html

Проповедь, произнесенная Митрофорным Протоиереем Алексием Аверьяновым в храме святых Царственных мучеников 8 декабря 2013 года на отдание праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы.

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Месяц спустя после взрыва атомной электростанции в Чернобыле я посещал в черниговской тюрьме одного из своих прихожан. Пока я ждал разрешения на эту встречу, ко мне подошел один работающий в тюрьме заключенный и попросил: «Помолитесь за меня», и называет свое имя. Я его спрашиваю: «Сколько лет ты здесь?» Он отвечает: «Я не лет, я пять Пасх здесь нахожусь».

В этом мире, дорогие мои, все чрезвычайно относительно – я хочу, чтобы вы это поняли. Казалось бы, последние люди, в тюрьме пребывающие, а после взрыва Чернобыльской атомной электростанции они оказались самыми защищенными, потому что в Чернигове тюрьма находилась в бывшем монастыре, где стены – 1 метр 20 сантиметров, где питание состояло только из консервов. Заключенные, казалось бы, отверженные люди, а пред Лицом Божиим они оказались первыми защищенными от лучей проникающей радиации, сохраненными через свои страдания и покаянную работу.

Так вот, дорогие мои, пост – это время, когда каждое человеческое понятие становится на свое место. Мы отвращаемся от иллюзий, от нелепых представлений этого похотливого и погибающего мира. Все становится на свои места. Дорогие мои, святые отцы, которые Богомыслием своим сделали для нас доступными евангельские Христовы истины, они в большинстве своем были прежде военачальниками. Это были люди, которые узнали Благость Божию и сохраняющую Благодать Христову на поле брани, когда стрела, в них направленная, попадала в крест, когда копье, направленное в сердце, отражалось от незащищенной, казалось бы, груди, но грудь была защищена Благодатию Божией. И так было во все времена, и до сегодняшнего дня это так.

Эти святые отцы, прошедшие поле брани, донесли до нас прежде всего следующее знание: пост – это не пища и питие, как воспринимают его обыватели. Пост – это пребывание на страже сердца. Вот это ключевое понятие. Мы стоим, как солдат-новобранец, боящийся нападения. Мы стоим с тревогой и вниманием при вратах нашего сердца. Мы наблюдаем, кто входит в помыслах в наше сердце. И в течение поста, дорогие мои, мы распознаем помыслы и начинаем регулировать их вхождение в наше сердце. Все дурное и недостойное не допускается, все низкое изгоняется, и сердце изо дня в день в течение поста начинает проясняться в присутствии Божественной Благодати. Это самое важное. В древнеславянском языке Божественная Благодать обозначается слогом «жи» – Живот, Жизнь, Жито и так далее. Кстати, санскрит – это своего рода калька с древнеславянского языка, и там мы находим аналогичный слог – «цы». Энергия Божественной Благодати, энергия жизни, животворящий и всеобъемлющий Дух Божественной любви растворены в нашей повседневности, в наших словах, в архитектуре наших храмов и в нашей духовной жизни.

Энергия Божественной Благодати в нашем православном созерцании, как ни у какого другого народа, отображена чрезвычайно ясно и предельно просто. Купола наших храмов, по свидетельству Священного Предания, так же как и купол храма Соломонова, есть образ полноты капли, готовой оторваться от святилища полноты Божественной Благодати. Капля в миг отрыва – это есть форма наших православных куполов. Почему? Потому что Небо животворит, Небо дождит Благодатью, а мы воспринимаем эти капли Божественной Благодати, или, лучше сказать, потоки Божественной Животворящей Благодатной энергии.

И весь пост, дорогие мои, – это время восприятия Божественных энергий, весь пост – это время умудрения нашей души. И поэтому Богомудрые люди возраст человеческий измеряют не календарными годами, а количеством постов, которые мы прошли, количеством Пасхальных торжеств, которые мы сподобились пережить, воспринять и разделить с Господом Воскресшим. И, конечно, прежде всего – количеством пережитых нами Божественных Литургий. Из этого складывается реальный возраст человека, определяется зрелость его сердца, его души и полнота его Божественных энергий.

Сегодня мы завершаем праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, Которая в трехлетнем возрасте была введена во храм Господень. Сегодняшний воскресный день называется отданием праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы. Так что же самое главное в этом празднике? Матерь Божия Пресвятая Дева Мария явилась той последней каплей Божественной Благодати, которая канула на землю, воплотилась от Иоакима и Анны – многострадальных, Богу верных, избранных людей. И вот эта полнота, которая сосредоточилась в Пресвятой Деве, сконцентрировалась в Ее сердце, в Ее духе, позволила чрево Ее таинственное быть населенным семенем Божественной Благодати и стать вместилищем Сына Божиего – истинного Спасителя, Искупителя и Воскресителя человечества.

И здесь, дорогие мои, заключается знание, которое вы можете воспринять только в течение святого поста, а именно: сердце очищающееся, сердце очищенное, оно превращается из вертепа разбойнических помышлений в вертеп Богомладенца Иисуса Христа. В нашем сердце рождается надежда на Спасителя, в нашем сердце является гармония и резонанс с пришедшим в мир Спасителем, в нашем сердце рождается резонанс с Божественными энергиями. И через этот резонанс открывается самое главное, дорогие мои, – духовные тайны. Мы понимаем, мы принимаем Божественные тайны. И самая главная из них – это способность сконцентрировать в сердце такие духовные энергии, которые растворяют страх смерти. В этом тайна нашей Отечественной истории. Есть великие народы, как китайцы, например, которые сегодня хвалятся только своими глиняными воинами. Или другие народы. Но кто из них может похвалиться битвами, которые изменили судьбы целых племен и при которых, как у наших предков, были потеряны единицы воинов? Почему, кстати, были потеряны единицы воинов? Потому что на нашей стороне воевали Божии Ангелы!

Это, дорогие мои, самое главное: растворение в сердце Божественной Благодати привлекает к нам участие, соработничество Божественных Ангелов, которые прежде всего открывают нам знание, что смерти нет. Мы понимаем, что там, за гробом, не хлад могилы, а там последняя дверь, которая отворяет для существа человеческого, наполненного Божественной Благодатью, Небесное Царство Христовой славы.

И вот именно для того, чтобы затворенные двери Рая Небесного вновь были открыты, для того, чтобы смерть перестала господствовать в среде людей, и совершилось таинственное вхождение Пресвятой Девы Марии в храм Господень. Для нее была растворена завеса во Святая Святых, и тем самым символизировалось восстановление Богообщения человечества, и через Пресвятую Деву и рожденного Ею Спасителя открылись двери Рая Небесного.

В течение Рождественского поста, изо дня в день, из молитвы в молитву, из Причастия в Причастие, из одного постного преодоления в другое постное преодоление мы принимаем важное знание: у каждого из нас своя мера поста, но у нас с вами общий духовный, постного жительства труд. И через это, дорогие мои, рождается решимость предстать пред Лицом Божиим. А что означает – предстать пред Лицом Божиим? Это означает изменить судьбу народа, изменить судьбу государства, изменить судьбу отдельных людей. И мы с вами постимся, укрепляемся в молитве, воздвигаем наше сердце при помощи Божественной Благодати пред Лице Божие. Воздвигаем его только для одной цели – изменить наши судьбы и судьбы мира. Аминь.

Просмотров: 361
7527-й год от сотворения мира
2019-й год от Рождества Христова