Политика, по Аристотелю — это строительство государства. Нынешняя администрация Московской Патриархии — это церковная партия, запятнавшая свои ризы блудом с КПСС и демократами в новую смуту ради своей власти. Она изменила устав под патриарха-«папу», предала русский народ на уничтожение, то есть виновна в разрушении государства. До сих пор ни один епископ не предан ни гражданскому, ни Церковному суду ни за воровство из бюджета, ни за содомию.
За последние десятилетия многие русские бизнесмены потратили сотни миллионов и миллиарды рублей на возведение и украшение храмов, на содержание клира и епископата. Но время идет, а настоящего возрождения Православной веры в русском народе, как в благословенное Царское время, мы не видим. Не видим пока и настоящего возрождения Российской Империи, хотя ценим усилия в этом направлении, прилагаемые Главой нашего государства Владимиром Владимировичем Путиным.
Народ русский за всю свою многотысячелетнюю историю отличался тем, что сердцем чувствовал Божию Правду.
Строить и расписывать храмы — несомненно благое дело, но кто в них будет служить, кто будет проповедовать и спасать людей, вести в Царствие Небесное? Модернисты, экуменисты, неосергиане (готовые услужливо покрывать любые грехи власть предержащих)? Такие служители неспособны к возрождению Православной веры во всем нашем народе и уж тем более не способны духовно возродить Российскую Империю.
Яркое свидетельство духовного бессилия нынешних патриархийных чиновников — то, что главные соборы нашего Государства, нашего Русского народа, Успенский и Архангельский Соборы Кремля до сих пор остаются музеями и ежедневные службы, как в благословенное Царское время, в них не совершаются. А ведь именно эти Кремлевские соборы имеют мистическую государствообразующую великую силу для нашего Российского государства!
На протяжении шести столетий в Успенском соборе венчали на Великое Княжение и на Царство Государей Московских, Царей и Императоров Всероссийских, а в Архангельском соборе на протяжении четырех столетий погребали их честные мощи. В этих соборах находились издревле и находятся сейчас главные святыни нашей Церкви, нашего народа. В Успенском соборе — Владимирская и Петровская чудотворные иконы Божией Матери и другие древние чудотворные иконы. В Архангельском соборе покоятся мощи Святых Государей Российских: благоверных Великих Князей Иоанна Даниловича Московского, Дмитрия Иоанновича Донского, Василия Васильевича, благоверного Царя Иоанна Васильевича Грозного и его сыновей благоверных Царя Федора Иоанновича, Царевича Димитрия Углицкого, благоверных Князей Михаила Черниговского, Дмитрия Красного и других. В Успенском соборе покоятся мощи святых Первоиерархов нашей Церкви: Петра, Феогноста, Киприана, Фотия, Ионы, Макария, Филиппа II, Иова, Ермогена. Что может быть важнее для горячего сердцем православного христианина, тем более церковнослужителя, чем Богослужение, призывание имени Божия, молитва о спасении и процветании Отечества, о народе Русском у этих величайших святынь!
От высших патриархийных администраторов мы даже не услышали должных слов поддержки великому начинанию Владимира Владимировича Путина — возрождение в Кремле древних Чудова и Вознесенского монастырей.
По-прежнему улицы, площади, а иногда — поселки и города нашей благословенной Отчизны осквернены именами преступников, богоборцев и террористов, виновных в гибели миллионов русских людей. Тысячи памятников человекоубийце и христоненавистнику Ленину и его подельникам позорят улицы и площади наших городов. Московские дети растут на улицах Войковских, названных в честь детоубийцы, цареубийцы Войкова. Само наличие этих названий — это святотатство, осквернение памяти Святых Русской Церкви, новомучеников и исповедников Российских, Святых Царственных Страстотерпцев, против которого не восстают должным образом церковные администраторы.
Но главное — патриархийные чиновники, обеспокоенные личными карьерными вопросами, не в состоянии способствовать возрождению великих духа русского народа и вдохновлять и наставлять в правой вере и благочестии Правительство, губернаторов и других власть предержащих. А ведь именно на то, чтобы вдохновить, зажечь сердца тех государственных деятелей, кто пока не так глубоко укоренен в вере, но желает блага и процветания своему Отечеству и своему народу, должна быть направлена церковная проповедь! В Россию уже пришли суровые испытания и не за горами еще более тяжелые. Не снятие санкций, не рост цен на нефть, а только действия искренне и свободно верующих, укорененных в вере Христовой, уповающих на Господа и служащих Ему государственных мужей смогут вывести нашу страну из этих испытаний.
Клирики, целовавшие ручку папе римскому и участвовавшие в гонениях православных епископов, священников и мирян, не могут в одночасье стать защитниками Православия и строителями Святой Руси
2016 год стал годом великих испытаний для нашей Православной Церкви. В январе в Шамбези по инициативе Константинопольского Патриарха Варфоломея, экумениста и масона, были утверждены проекты документов к критскому Собору, имевшие своей целью легализовать экуменическое движение в Православной Церкви.
Народ Божий во многих Поместных Православных Церквях отверг содержание этих экуменических документов, отверг и экуменическую гаванскую декларацию, подписанную в феврале Кириллом и Франциском. После этого Болгарская, Грузинская, Антиохийская Церкви отказались прислать свои делегации на Крит для участия в Соборе до исправления Шамбезийских проектов документов и удаления из них экуменической ереси. С существенными замечаниями выступили также Элладская, Кипрская, Сербская, Русская Поместные Церкви. Русская делегация в работе собора также не участвовала. И хотя совещание на Крите состоялось, его нельзя назвать ни Великим, ни Святым, ни Православным Собором. Это подтверждается уже сегодня решением Синода Антиохийской Церкви, заявлением Союза Православных клириков и мирян Греции, выступлениями известных греческих и кипрских архиереев — Митрополита Навпактского Иерофея, Митрополита Пирейского Серафима, Митрополита Лимассольского Афанасия (ученика преподобного Паисия Святогорца).
И в нашей Русской Церкви многие достойные архиереи, священники, миряне выступили против утверждения экуменического движения как основы деятельности нашей Церкви и отвергли экуменическую ересь. Среди них надо отметить и Митрополита Владивостокского Вениамина, Митрополита Каменец-Подольского Феодора (бывшего наместника Почаевской Лавры), Митрополита Одесского Агафангела, Епископа Банченского Лонгина, иеросхимонаха Рафаила (Берестова), игумена Кирилла Сахарова, известных священников Алексея Аверьянова, Анатолия Чибрика, Павла Бурова, много лет выступающих против экуменизма и церковного модернизма, за утверждение Православной Соборности нашей Церкви, возрождение Православной Монархии, а также многих других священников и мирян.
Однако, на удивление, среди критиков экуменических документов и экуменического критского собора оказался и протоиерей Всеволод Чаплин, бывший руководитель отдела по взаимодействию Церкви и общества Московской Патриархии. Восемнадцать лет, с 1991 по 2009 год, отец Всеволод «успешно» трудился в Отделе внешних церковных связей, который, как известно, является главным двигателем экуменизма в Московском Патриархате. За это время он участвовал в подготовке многих экуменических документов и собраний, в нарушение 45-го Апостольского правила участвовал в совместной молитве с еретиками. В интернете можно посмотреть известный ролик, где отец Всеволод целует ручку папы римского, тем самым признавая его главой Вселенской Церкви, своим главой.
Отец Всеволод не только участвовал непосредственно в экуменическом движении, он выступал и ярым гонителем антиэкуменистов, в том числе, епископа Чукотского Диомида и его сторонников. Еще до того, как епископ Диомид на Архиерейском соборе был лишен сана, протоиерей Всеволод дерзал поучать и наставлять его, епископа Русской Православной Церкви.
Не признавая широкого местного почитания православными Царя Иоанна Васильевича Грозного как святого, отец Всеволод выступал против строительства часовни Царю Иоанну, приложил руку к гонениям на общину митрофорного протоиерея Алексея Аверьянова (к которой относится и автор) и многих других священников и мирян, занимающих последовательную православную монархическую позицию. Список их может быть продолжен.
В апреле 2012 года, когда со стороны либерального движения, возглавляемого сторонниками и защитниками «пусси райот», была не только развернута информационная кампания по дискредитации Московского Патриархата, но и начаты реальные действия против Русской Православной Церкви, я обратился к Патриарху Кириллу, говоря о необходимости извергнуть из сана протодиакона Андрея Кураева, выступившего в защиту разнузданных «пусек», а также сместить с должностей протоиереев Владимира Вигилянского и Всеволода Чаплина, не справившихся с защитой Церкви от либеральных гонителей, а, напротив, пытавшихся заигрывать с ними. Напомню, что тогда отец Всеволод опустился до того, что пригласил известного покровителя и вдохновителя упомянутой выше «группы» Марата Гельмана участвовать в открытии арт-центра в подклете храма Святителя Николая на Трех Горах в Москве.
В своих высказываниях тогда, в начале 2012 года, отец Всеволод доходил до того, что заявлял, что видит будущее России в социализме, тем самым умаляя память новомучеников и исповедников Российских, отдавших жизнь за Христа во время богоборческого социалистического «эксперимента» над Россией.
Можно вспомнить и участие отца Всеволода в недавней истории вокруг фальшивых «екатеринбургских останков», поставившей на грань раскола нашу Поместную Церковь — в кощунственной попытке признания их за святые мощи Царственных мучеников. Именно протоиерей Всеволод Чаплин вместе с бывшим директором ГАРФа либералом Сергеем Мироненко выступили за создание госкомиссии по захоронению якобы останков Царевича Алексея и Царевны Марии. И только многочисленные протесты православных, мощное народное движение и серия соборных мероприятий, в том числе, круглый стол, проведенный епископом Тихоном (Шевкуновым) и научно-православная конференция ведущих православных историков на выставке «Православная Русь» в Манеже в Москве остановили это святотатство.
Поэтому нынешние публичные выступления отца Всеволода Чаплина звучат весьма странно. Он заявляет о том, что «разочаровался» в экуменическом движении и больше его не поддерживает. Однако подобного заявления от православного христианина недостаточно. После личного участия в еретических сборищах, а тем более после нахождения во главе еретических процессов, должно быть принесено покаяние. Поскольку действия совершались публично, покаяние тоже должно быть публичным и Церковным. Каждый христианин знает, что для уврачевания последствий тяжелых грехов (к которым, без сомнения относится распространение ереси) требуется духовное лекарство, епитимия. В любом случае, кающийся никак не может претендовать на то, чтобы быть в первых рядах защитников Православия, пока покаяние в ереси не будет принято Богом.
Надо сказать, что некоторые знакомые отца Всеволода, плененные его патриотической риторикой двух последних лет, ссылаются на пример благоразумного разбойника, исповедовавшего Христа на Кресте и первым из людей после Адама и Евы вошедшего в Рай Небесный. Его истинное покаяние на Кресте принято было самим Господом нашим Иисусом Христом. Ссылаются и на житие Святого Апостола Павла, который до своей встречи со Христом по дороге в Дамаск и до своего обращения был злым гонителем христиан, Савлом. Его покаяние было принято и христианами Дамаска, гонениями на которых он руководил, и самим Богом. Но данные примеры вряд ли могут быть применены к отцу Всеволоду, потому что и распятый разбойник, и Савл не были христианами до своего обращения. Они познали Господа нашего Иисуса Христа — и именно в момент обращения принесли глубокое покаяние в своих грехах. Отец Всеволод же был наставляем в Христовой Вере блаженной памяти Митрополитом Питиримом (Нечаевым) в конце 1980-х годов и утверждать, что он не познал Христа за все эти долгие годы, было бы весьма странно.
Еще один пример, который может прийти на ум — это пример известного историка и публициста Льва Тихомирова, который в свое время активно участвовал в народовольческом движении, однако затем, разочаровавшись в его террористических и человеконенавистнических принципах, стал глубоко верующим человеком, православным христианином и монархистом.
Да, бывает и такое. Однако в подобных случаях вслед за актом прозрения следовали долгие годы уединенной покаянной работы сердца. Апостол Павел пять лет пребывал в Аравийской пустыне и лишь потом явился в Иерусалим к Апостолам, ученикам Христа, а в свое первое Апостольское путешествие с проповедью он отправился через двенадцать лет, прощенный Господом и твердо ставший его верным учеником. Лев Тихомиров, после написания своего известного покаянного письма Императору Александру III Миротворцу и принятия этого покаяния самим Императором, отец которого погиб от руки мерзавцев-народовольцев, соратников Льва Тихомирова, провел многие годы в глубокой внутренней работе сердца.
От отца же Всеволода слов покаяния мы не слышим. Кто из антиэкуменистов, священнослужителей нашей Церкви, принял покаяние, если оно было, не знаем. Он с гордостью объявляет, что он изменил отношение к экуменизму и тут же начинает активно выступать с критикой деятелей-экуменистов в Московской Патриархии. Более того — его критика Патриарха Кирилла и митрополита Илариона начинается сразу после того, как он сам был резко отстранен от должности (и осознал в этот момент отсутствие Соборности при принятии подобного решения патриархийными чиновниками).
С удивлением в декабре 2015 года мы услышали от отца Всеволода, что Церковь у нас управляется не соборно, а единолично Патриархом Кириллом, как будто, работая рука об руку с Кириллом на протяжении 25 лет, отец Всеволод не замечал ни стремления к папацезаризму епископа Кирилла, ни его открытой проповеди создания единой экуменической церкви на основе Всемирного Совета Церквей.
Внезапное обращение отца Всеволода к либеральным антицерковным СМИ (Эхо Москвы, Дождь и т.п.) сразу после отставки с хулой на своего бывшего руководителя свидетельствует скорее о том, что не Богу, не Церкви, не России служит Всеволод Чаплин, а себе самому прежде всего. И рассматривает свою позицию в Церкви как политическую, конъюнктурную, а не православную.
Меня лично в словах отца Всеволода после отставки больше всего поразило откровенное признание, что нашей Поместной Церковью руководит некая группа клириков и мирян, в которую входил и сам протоиерей, и Патриарх Кирилл, и еще несколько церковных чиновников и, видимо, мирян, причем по своему составу эта группа совсем не совпадает ни с составом Священного Синода, ни с Архиерейским Собором Русской Православной Церкви. Фактически речь шла о некой тайной группировке, аналогичной масонской ложе. И именно узурпация «полномочий» этой группы самим Кириллом, вытеснение из этой группы самого протоиерея и возмутила отца Всеволода, именно это в тот момент он и назвал нарушением Соборности! А мы-то, православные христиане, полагали, что нашей земной Поместной Церковью руководит Дух Святой, действующий и в архиереях, и в Народе Божием!
Зная лично отца Всеволода на протяжении семи лет и периодически посещая вечерние службы в храме Святителя Николая, на Трех горах в Москве, могу засвидетельствовать, что уже в декабре 2015 года он на священника не походил. Надо сказать, что ныне некоторые журналисты светских изданий обращаются к нему «Всеволод Анатольевич» или просто «Всеволод» и он откликается и не требует от них, чтобы его именовали «протоиерей» или «отец».
Господь наш Иисус Христос дает победу верным, и рассуждения о том, что антиэкуменическому движению нашей Церкви (Движению Верных) нужны любые попутчики, не соответствует православному учению. Церковь — не политическая партия и не предвыборный альянс. Можно с определенной долей уверенности утверждать, что при возможном возвращении отца Всеволода к руководству патриархийным отделом он, если это будет нужно по должности, будет опять готов целовать ручку папе римскому.
Господь Бог наш Святая Троица послал Свое наказание, страшную бурю, на всех, кто плыл на одном корабле с пророком Ионой, согрешившим пред Ним и не выполнившим Его Волю, Его поручение. Лишь извергнув с корабля согрешившего Иону в пучину морскую, плывшие на корабле избежали гибели. Так и мы, православные христиане, стремящиеся остаться в Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, Корабле Спасения, должны отвергнуться согрешивших против Нее и не покаявшихся.
Можно пожелать отцу Всеволоду, имея в памяти все упомянутые и иные примеры из Священного Писания, принести глубокое покаяние за те мерзости и духовный блуд, которые творил он, работая в ОВЦС и на своем посту руководителя Синодального Отдела по взаимодействию Церкви и общества. Покаяние должно быть и публичным, и, конечно, церковным, то есть оно должно быть принято на исповеди тем священнослужителем Русской Церкви, который не запятнал себя ни ересью экуменизма, ни гонениями на православных ни делом, ни словом, ни молчанием, ни бездействием (а таких не много). А потом, быть может, на протяжении лет ждать, примет ли Господь Бог его покаяние или нет. До этого к православным собраниям он отношения иметь не может.
Президент Русского культурно-просветительного
фонда имени Святого Василия Великого
Василий Бойко - Великий
P.S.: Призываю начать сбор подписей в интернете под требованием к Святейшему синоду о лишении протоиерея Всеволода Чаплина священнического сана по вышеизложенным основаниям.