470-летие помазания на царство первого русского царя совпало со 100-летием свержения последнего русского царя. Задумаемся над этими датами, над царями русскими как историческим феноменом.
Разные личности всходили на русский престол и, разумеется, их царствования отличались друг от друга, а подчас значительно отличались. Одновременно просматривается общий вектор русских царствований – вектор созидательный, осторожно-консервативный, но при необходимости и решительный (создание Российской Империи Петром I, буржуазно-правовая модернизация Александра II и др.).
Династия Рюриковичей в максимально возможном и законном варианте продолжилась династией Романовых, поскольку последний царь династии Рюриковичей Федор Иванович являлся и наполовину Романовым по материнской линии. Конечно, та же Екатерина II захватила власть в результате дворцового переворота и не являлась по происхождению Романовой. Но и она стала Романовой, выйдя замуж. А после нее безусловно продолжилась мужская романовская линия на троне. Все взошедшие на престол в результате дворцовых переворотов ХVIII – начала ХIХ веков являлись Романовыми. А в истории государства и в истории отдельной семьи не может не быть каких-то отступлений, виражей и особенностей.
К тому же всё познается в сравнении: захватившие власть в феврале-марте и затем в октябре 1917 г. не представляли Романовых и тысячелетнюю православную Россию, а порвали связь времен. При императоре Николае II Россия вышла на первое место в мире по темпам экономического, в том числе промышленного, развития и была на пороге победы в первой мировой войне, на пороге превращения в самую мощную военно-экономическую державу в мире. И власть Николая II была законной, а стоило обрушить законную власть – началось постепенное сползание во все большее беззаконие, вплоть до красного террора и ГУЛАГа.
Принципиально важная особенность Русского Царства - его православность, вера русских государей. От глубоко верующих Николая II или Елизаветы Петровны до, скажем, Петра I, который считал атеистов безумцами, хотя сам не жил глубокой внутренней духовной жизнью. А император Александр I прошел сложный и драматичный путь от увлечения материалистическими идеями до глубоко верующего христианина, причем имеются серьезные основания считать, что Александр I ушел с престола замаливать грехи и стал старцем Федором Кузьмичем, впоследствии канонизированным. Искренне верил в Бога Николай I. Молился на коленях и читал вслух Евангелие Александр II. Как само собою разумеющееся принял Бога Александр III. Наконец, семья святых царственных страстотерпцев и святая Елизавета Федоровна свидетельствуют о выдающейся духовно-нравственной высоте Русского Царства.
Вера в Христа, совесть христианина наставляли и ограничивали лучше, чем советские конституции, являвшиеся демагогическими и фиктивными бумажками. Да и сейчас конституция соблюдается постольку, поскольку не мешает власть предержащим.
Приведу хотя бы два примера из прошлого. В 1637 г. русское посольство в Крыму было безосновательно арестовано и подвергнуто пыткам. Бояре предложили начать войну. Но царь Михаил Федорович не спешил воевать с ханством, являвшимся вассалом Турции. В 1639 г. царь созвал Земский Собор с целью получить совет по вопросу войны или мира с ханством. Собор посоветовал поступить с послами хана в Москве так, как поступили с русскими в ханстве, и заявил о готовности воевать. Однако государь поступил по-своему: послал хану подарки и письмо с заверением в любви. Русские послы были отпущены. Царь «подставил другую щеку», и этим скольким спас жизнь и сколько ресурсов для развития России сберег! И еще наступят времена, когда окрепшая Россия будет громить агрессивных южных соседей.
И второй пример. Летом 1905 г. председатель Совета государственной обороны великий князь Николай Николаевич доложил государю о расчетах СГО, согласно которым для победы над японскими агрессорами потребуются еще год и 200 тыс. человек убитыми и ранеными. И хотя великий князь настаивал на ведении войны до победного конца, Николай II ответил, что не стоит губить людей.
Кстати, не исключаю, что для укрепления самодержавия стоило разгромить Японию. Но задумаемся: могли такое сказать председатель советского правительства Ленин или генеральный секретарь Сталин? Или тот же Брежнев, пославший наших солдат и офицеров умирать ради строительства социализма в мусульманском и феодальном Афганистане?
Нельзя не затронуть и тему жесткости режимов. Все царские режимы являлись авторитарными или авторитарно-теократическими, однако с различной степенью жесткости. Авторитарные черты можно усмотреть также у Керенского и постсоветских правителей. И только коммунистические режимы были тоталитарными, только режимы Ленина и Сталина были репрессивно-тоталитарными, по своей кровавости превзошедшие всё и всех в отечественной истории.
В царской России наибольшие репрессии имели место при Иване Васильевиче Грозном и Петре I. При этом Петр стремился расправиться с бунтовавшими против его законного правления, а люди погибали преимущественно не от репрессий и войн, а от значительного понижения уровня жизни, от непосильных податей, взимавшихся ради победы в Северной войне и создания великой Российской Империи.
Что касается Ивана Васильевича, то он мог стать не Грозным, а Великим, если бы выиграл Ливонскую войну. Ведь выигранная Петром Северная война сопоставима с Ливонской. К тому же Иван Васильевич собирался закрепиться на Балтике, строить корабли и приглашал западных специалистов. Вот только свою главную войну он проиграл, в отличие от Петра. А одна из основных причин его поражения – репрессивная опричнина, разделившая государство внутри себя; исторический опыт не подтверждает плодотворность опричнины. Ошибкой была и расправа со святым митрополитом Филиппом, первоиерархом Русской Церкви. [Здесь аудитория не дала продолжить доклад.] Конечно, святым сам Иван Грозный не был.
Кстати, Петр I подобных ошибок не повторит: будут «птенцы гнезда Петрова», а не опричники, и Петр I заставит себя терпеть проповеди патриарха Адриана, в которых критиковались западнические перехлесты Петра, курильщиков Адриан даже анафематствовал. Петр I дождется естественной смерти патриарха, не позволит избрать нового, а когда как-то привыкнут к его отсутствию, Петр отменит само патриаршество.
Исторически сложившиеся размеры России таковы, что она может сохраняться (избегать завоевания своих территорий, расчленения) только как великая держава с сильной властью и армией, с развитой экономикой и наукой, с доступным образованием. При этом буржуазному строю соответствует представительная демократическая система. Поэтому проблема в том, чтобы найти разумное и плодотворное сочетание сильной власти и реальной представительной системы. Такое сочетание не удалось создать ни двум последним царям, ни постсоветским правителям. В результате царство рухнуло, а сегодня страна в стагнации.
Православность Русского Царства включала христианское понимание предназначения мужчины и женщины, понимание семьи как Малой Церкви. Отсюда прочность семьи и высокая рождаемость в Российской Империи. Сегодня такое понимание почти утрачено, в результате смертность русских заметно превышает рождаемость, а общестатистическое превышение рождаемости над смертностью достигнуто за счет высокой рождаемости у мусульманских народов. То есть в огромной России в замедленном варианте, но происходит процесс, сопоставимый с Косовским…
Возможно ли возрождение Русского Царства? Всё в руках Божиих, и Его пути неисповедимы. Однако милость Божию заслужить требуется.
При честном материалистическом анализе не видно благоприятной перспективы: русские перестают быть государствообразующей нацией, но никто не может заменить русских, которые терпимы к иноверцам и инородцам; множатся распри, множится пролитая при этом кровь.
Впрочем, когда нас начнут преследовать и убивать за то, что мы русские, православные, в этот именно момент мы можем вспомнить, что действительно являемся русскими и православными, что созданы не только и столько для потребления, сколько для служения Христу в России. И как знать, возможно именно в такой момент Господь явит Русского Православного Царя, который будет о самом сложном и нелицеприятном говорить с народом на понятном, доступном и берущем за сердце языке.
Тогда в Московском Кремле прозвучит «Боже, царя храни!» И Господь сохранит и царя, и Россию.
(Доклад на Международной научно-исторической конференции «470-летие помазания на царство благоверного великого князя Иоанна Васильевича Грозного (начало Русского Царства)». Москва, 29 января 2017 г.)