Московскiя Въдомости
16+

Вместо огульной критики должен быть обоснованный научный богословский диспут

19 Апреля 2018, 11:20 # / Статьи / 22861.html

В православном журнале «Благодатный Огонь» появился очередной отклик на планируемую рядом православных фондов (в том числе и нашим) богословское собрание (научную конференцию) «Имяславие и Святоотеческая исихастская традиция Православной Церкви почитания Имени Божия как Его Нетварных Энергий». 

В редакционной статье есть замечательное место, которое можно трактовать так, что редакция «Благодатного Огня» считает, что споры между православными должны проходить во взаимной любви между чадами единой Церкви. Это можно только приветствовать и настоятельно рекомендовать самой редакции и главному редактору следовать именно этому принципу. 

Увы, приведем несколько примеров, которые говорят о передергивании и о явной клевете на участников и организаторов данной конференции. Начнем с первого, что в самом заглавии - идет клевета и на организаторов конференции и на митрополита Илариона (Алфеева), который благословил использовать его труды в работе конференции. Потому что, во-первых, в самом заголовке говорится, что конференция имябожническая, а во-вторых, что якобы организаторы призывают к покаянию Церкви Христовой. Да, да, уважаемый читатель, Вы не ослышались! Якобы мы организаторы по мнению «Благодатного Огня» призываем к покаянию Церкви Христовой. Святая  Соборная Апостольская Единая Церковь Христова безгрешна, как и безгрешен сам Господь наш Иисус Христос. И автор этих строк посвятил целую статью в ответ на критику публикации протоиерея Георгия Городенцева нашего обращения к Архиерейскому Собору по-поводу имяславия, где четко указано, что речь идет о покаянии не Церкви Христовой, к которой все мы стремимся принадлежать, а к земной поместной Церкви и ее органам, состоящей из нас грешных людей и увы совершающих порой неправильные шаги. Подробно данная позиция изложена здесь, не буду ее повторять. Главное к чему мы стремимся, организовывая конференцию, это желание разобраться в сути святоотеческой исихатской традиции почитании Имени Божьего как его нетварных энергий, что четко следует и самому названию конференции. И дело это важное и первостепенное, потому что в Православии не может быть туманных и нечетких формулировок, не может быть неясностей, не может быть поставленных перед всей поместной Церковью вопросов и нерешенных их. А вопросы имяславия, движения почитания имени Божьего, возникшее в России, начиная с праведного Иоанна Кронштадтского и распространенное в иноческих обителях на Кавказе и на Афоне является важным для сегодняшних судеб нашей Церкви. Мы не призываем к каким-то немедленным административным или командным решениям, а наоборот, предлагаем в открытой честной богословской дискуссии решать насущные вопросы и снять ту клевету, которая имеется на многих почитателях Имени Божьего и несомненно принести покаяние в незаконных насильственных действиях в отношении монашеских общин на Афоне и дальнейшего преследования имяславцев, не получившего поддержку в дальнейшем, ни от Главы нашей поместной Церкви Императора Николая Александровича, ни от Церковных судов. 

Удивительно и то, что ничтоже сумняшеся редакция журнала «Благодатный огонь» передергивает с больной головы на здоровую, вспоминает вдруг отвергнутый Архиерейским собором православный катехизис, который справедливо критиковали многие представители нашей Церкви, в том числе и организаторы данной конференции. 

Мы приглашаем на нашу конференцию представителей журнала «Благодатный Огонь» и готовы предоставить им слово для честной богословской дискуссии диспута. Я приглашал и протоиерея Петра Городенцева выступить с обоснованием своей позиции, будем рады видеть и его на нашей конференции. 

Апеллирует редакция «Благодатного огня» посланием Синода от 1913 года. Однако с тех пор прошло много времени и из семи епископов, подписавших это послание, двое удостоились мученической кончины и именно за мученическую кончину, а не за подписание данного послания прославлены в лике святых, один уклонился в обновленческий раскол, но принес покаяние, еще один обвинялся в создании собственной ереси. Самое главное, что вопрос так и остался до конца неразрешенным и оставлен на разрешение Поместного Собора 1917-1918 годов, на котором он так и не был рассмотрен. Для того, чтобы подготовить решение грядущего Поместного Собора, который должен дать оценку и прошедшей смуте на Афоне и прошедшим на Афоне событиям в 1913 году, в том числе насильственным действиям солдат ружьями, пулеметами и водометами против имяславцев, и развитию той богословской и философской мысли в отношении почитания Имени Божьего, которая прошла за последние сто лет, в которой участвовали такие выдающиеся наши ученые как А.Ф. Лосев и другие, мы и проводим наше богословское собрание, на которое приглашаем всех православных.

Просмотров: 621
7527-й год от сотворения мира
2019-й год от Рождества Христова