Синоду Русской Православной Церкви
Архиерейскому Собору Русской Православной Церкви
Ваше Святейшество! Ваши Высокопреосвященства!
В 1913 году Синод РПЦ принял роковое решение о силовом удалении имяславцев со Святой Горы Афон. Впервые со времен старообрядческого раскола в России против иноков было применено оружие, пролилась монашеская кровь, притом не где-нибудь, а на Святой Горе Афон. Силовое удаление около тысячи монахов в 1913 году легло тяжелым и пока еще до конца нераскаянным грехом на всю Российскую Кафолическую Православную Церковь. Как известно, Государь Император Николай Александрович, будучи главой Российской Кафолической Церкви греческого обряда, не выразил одобрения подобным действиям. Более того, по его прямому указанию, при рассмотрении дел, вывезенных в Россию имяславцев, Церковные суды оставили без наказания и допустили к служению и к причастию Святых Тайн до конца жизни всех имяславцев. Прошедшие над ними суды не нашли основания признать их исповедание веры во Святую Троицу ересью. И имяславцы не отказались от своего исповедания веры.
Учение имяславия основывается не только на трудах известных афонских монахов, но и на трудах святого праведного Иоанна Крондштадского. В разное время имяславие поддержали, помимо Царя-мученика Николая, святители Макарий (Невский), Феодор (Поздеевский), преподобные Варсонофий Оптинский и Кукша Одесский и многие другие.
Прошло уже более 100 лет со дня с этих печальных событий. Многие ученые-богословы исследовали спор между имяславцами и имяборцами в нашей Церкви. Среди посвященных этой теме книг следует отметить, в частности, труды выдающегося русского православного философа Алексея Федоровича Лосева, а также, бесспорно, известный двухтомный труд митрополита Илариона (Алфеева), в котором однозначно указано на то, что решение Синода 1913 года в отношении осуждения имяславия было поспешным и необоснованным. И хотя на Афоне тогда были определенные нарушения монастырских уставов отдельными монахами, в целом движение имяславия отражало исихастскую традицию почитания и поклонения Богу – Святой Троице, в том числе Его Нетварным Энергиям, к коим относится и Имя Божие, являющееся словесной Иконой нашего Спасителя.
Вопрос об имяславии был включен в повестку дня Поместного Собора 1917-1918 годов, но рассмотрен на нем не был, видимо, из-за нехватки времени и разразившейся гражданской войны.
Считаем, что пришло время вынести соборное суждение об этих вопросах и разрешить данную богословскую дискуссию в пользу имяславия. Для этих целей просим создать богословскую комиссию и поручить к следующему Архиерейскому собору подготовить решение о признании имяславия исихастской традицией нашей Церкви, соответствующей Священному Писанию и Священному Преданию, отменить решения Синода от 1912 и 1913 годов, осудившие имяславие.
Президент Русского культурно-просветительного
фонда имени святого Василия Великого
Василий Бойко-Великий
Председатель правления Фонда
по постановке памятника Патриарху Гермогену
Галина Ананьина
Директор Международного фонда
Славянской письменности и культуры
Александр Бочкарев
Президент Фонда сохранения культурного
наследия "Русский Витязь"
Дмитрий Лысенков
Лидер движения "Царский Крест"
Александр Порожняков