Московскiя Въдомости
16+

Нынешний проект катехизиса как очередное проявление систематических ошибок в современных документах РПЦ.

23 Октября 2017, 15:49 # / Статьи / 22330.html

Прежде чем перейти к конкретным аргументам, хочу рассказать историю из жизни, которая тесно связана с нашим вопросом. Мой друг проводит обучение английскому языку с точки зрения правильного звукоизвлечения. Буквально вчера я был у него на занятиях по православному английскому, и он мне рассказал одну историю. У него была одна ученица, которая долго изучала английский язык, звучание у нее было похожее, но была неправильная артикуляция. Если бы выключить звук, то носитель языка ничего бы не понял, потому что было неправильно движение всего речевого аппарата. Приложив свои профессиональные усилия он поставил ей правильный язык. Она была очень благодарна.

Как эта история связана с нашей темой?! Катехизис по своему первоначальному смыслу означает оглашение, на слух. Ребенок изучая язык, воспринимает его от родителей в первые 2-4 года жизни. Он научается этой правильной артикуляции и правильному звучанию. И самое главное в катехизисе – это преемство, которое лежит очень глубоко на уровне даже не звучания, а на уровне правильной постановки речевого аппарата. Катехизис подобен именно этому, правильной постановке самых базовых вопросов. Катехизис как я понимаю, и думаю многие согласятся – это преемство святоотеческой мысли, воспринимаемое через учение наизусть, через слушание и повторение. Потому и форма вопроса-ответов от ученика к старцу глубоко свойственна самой сути катихизиса, это научение от отца к сыну, это преемство. Нынешний проект катихизиса не демонстрирует основного – преемства святоотеческой мысли, которое выражается в тех терминах, в тех понятиях, в тех смысловых изъянах, которые присутствуют в тех многочисленных страницах. Нужно понять, что это не просто документ, который вдруг на нас свалился. К сожалению, это проявление систематических ошибок, которые мы наблюдаем в церковных документах в последнее время. Это прискорбный факт, но мы обязаны его констатировать. В нынешний катехизис вошли такие два документа как «Принципы отношения к инославию» и «Социальные концепции РПЦ». Как первый, так и второй документ, они имеют некоторые изъяны, о которых уж было оговорено.

Рассмотрим, что такое систематическая ошибка? Этому есть научное определение, но я попытаюсь рассказать своими словами. Систематическая ошибка – это когда мы к некой неструктурированной группе предметов пытаемся подобрать классификацию. В результате мы можем получить выводы, которые где-то похожи на правду, где-то не очень. Так как был неправилен сам метод классификации, то для того, чтобы понять где ошибка нужно поднять самые основы, самый фундамент. Это сложно и это не каждый может. Если мы пойдем по верхушкам, то мы не заметим где ошибка, а она будет в самом фундаменте.

Как проявляется данная проблема в документах? Я хочу процитировать всем известный документ – «Отношение РПЦ к инославию», который был принят на Архиерейском Соборе 2000 года, где был введен термин «неполное общение». Этот термин неукоренен в святоотеческом придании, и поэтому является нововведением. Эта систематическая ошибка вошла в документ, она была принята Архиерейским Собором потом Поместным Собором по той причине, что для того, чтобы добраться в чем все-таки ошибка нужно поднять фундамент. «Неполное общение» – это неопределенный термин и в данном документе неправильно разъясняется принцип церковной экономии. Если человек переходит из какого-либо еретического сообщества, то применяя принцип экономии он может быть принят через миропомазние. Но это не значит, что было «некое неполное» общение, поэтому он крещен, просто церковь имеет такую власть - принять его в церковь определённым чином. Этот документ совершенно превратно толкует принцип экономии. Это очень серьезно, по сути это ересь, которую можно показать и доказать.

«Богословские положения и социальные концепции». П. 1.2. Церковь есть богочеловеческий организм. Будучи телом Христовым, она соединяет в себе два естества – божеское и человеческое – с присущими им чествованиями и волениями. Церковь связана с миром по своей человеческой, тварной природе. Однако она взаимодействует с ним не как сугубо земной организм, но во всей своей таинственной полноте. Именно богочеловеческая природа Церкви делает возможным благодатное преображение и очищение мира, совершающееся в истории в творческом соработничестве, «синергии» членов и Главы церковного тела. «Богочеловеческая природа» вообще понятие еретическое. Его применяли еретики монофизиты, и то со многими оговорками. Это сугубо богословская ошибка, т.е. ни что иное как ересь. Причем это процитировано в самом начале, в самых основных положениях.

Еще одна систематическая ошибка - многоуровневые вложенные документы. Архиерейский Собор 2016 года, одобряя проекты к так называемому Великому Собору говорит лишь одну фразу, что в этих проектах не содержится ничего противоречащего истине. Об этом написано в книге «Сквозь паутину лжи» - это сборник статей, которые были представлены на конференции, а также разные статьи, связанные с деятельностью нашей Кишеневской братии. Здесь разобраны все Богословские положения, в том числе в проекте катихизиса. Поместный Собор 2009 года без рассуждения, одной фразой принял все определения Архиерейских Соборов и Синодов, которые были в межсоборный период с 1988 года. Первая работа, которая в изложении указывает на эти систематические ошибки была написана в 2004 году и называется – «На пути к Поместному Собору РПЦ». Эту книгу мы написали с братией Троице-Сергиевой Лавры, и она была разослана всем архиереям РПЦ от лица Тульчинской епархии владыкой Ипполитом. Ничего принципиально нового не появилось, все эти проблемы остались, и они же вошли в нынешний проект катехизиса. То, о чем мы говорили 13 лет назад, в том числе и об ошибках в документе о «Принципах отношения к инославию», все эти проблемы присутствуют в нынешнем проекте катехизиса.

Человек подобен камертону. Камертон настраивается определенным звуком, а человек настраивается словом. Почему советуют читать Слово Божие? Оно является камертоном, по которому человек настраивает себя. И катехизис как таковой и есть тот самый камертон, первоначальная настройка, которую человек должен получить. Все, кто изучал катехизис в семинарии это знают, потому что учили его в прямом смысле наизусть. Катехизис должен быть словом, которое даст первоначальную настройку. Есть очень интересные византийские книги, которые по своей сути являются камертоном. Например, книга замечательного богослова Николая Кавасила «7 слов о жизни во Христе», которая включает в себя:

Слово 1. О том, что она созидается посредством Божественных таинств: Крещения, Миропомазания и священного Приобщения

Слово 2. Какое содействие оказывает ей Божественное крещение

Слово 3. Какое содействие доставляет ей Божественное миро

Слово 4. Какое содействие дарует ей священное приобщение

Слово 5. Какое содействие доставляет ей освящение священного жертвенника

Слово 6. Каким образом сохранить нам жизнь, полученную через таинства

Слово 7. Каков бывает принявший таинства и тщанием к себе сохранивший благодать, полученную от таинств.

Еще более краткое, дьяконское прошение, которое очень часто повторяется на литургии – «Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас Боже твоею благодатью». Толкование этих четырех пунктов настолько глубокое, что оно буквально содержит в себе все православное богословие, всю суть православного вероучения. Есть так называемая пятиперстная пасхалия, «рука богословля» – определение пасхи по перстам руки, используемой как таблица. В «руке богословле» содержится все богословие, которое мы можем представить. Православное предание содержит в себе все необходимое.

Нам не нужны документы, которые содержат в себе систематически проявляющиеся ошибки, которые не являются священным приданием, не основаны на нем, и в которых нет такого основополагающего понятия как преемство.

Просмотров: 826
7527-й год от сотворения мира
2019-й год от Рождества Христова